Выставка «Крым - Кавказ». Павел Кузнецов
Автор: | Тараканова Наталья Сергеевна |
Cаратов присоединяется к проекту Сбербанка «Искусство сохранять». С 8 по 13 ноября дом-музей Павла Кузнецова открывает свои двери для бесплатного посещения. «В доме, где родился и вырос Павел Кузнецов, все о нем напоминает: мольберт, на котором он рисовал, перо где, кажется, еще не высохли чернила». Посетители смогут увидеть такие работы известные работы, как «Мираж в степи», «Окно. Кисловодск» и многие другие.
.С 4 ноября в Доме-музее Павла Кузнецова, филиале Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, начинает работу выставка «Крым - Кавказ», где будут представлены работы Павла Варфоломеевича Кузнецова из собрания Радищевского музея и частной коллекции. Во время работы выставки в ноябре в музее пройдут творческие встречи, акции, экскурсии. Выставка приурочена к 138-летию со дня рождения художника.
Выставка «Крым — Кавказ» познакомит зрителей с работами художника, написанными во второй половине двадцатых годов, а, также, крымскими и кавказскими пейзажами, созданными в более поздние годы. Работу «Гурзуф», 1951-го года, из частной коллекции зрители увидят впервые. Также, впервые, зрителю будут представлены несколько картин, специально подготовленными в 2016 году для экспонирования реставраторами Радищевского музея.
«Здесь время не спешит …», строки из стихотворения Николая Заболоцкого, пожалуй, могут стать эпиграфом ко всему творчеству Павла Варфоломеевича Кузнецова. Время не спешит в струях голубых фонтанов, в бескрайних заволжских степях, у неподвижных бухарских водоемах и в красных скалистых горах Средней Азии.
И даже когда вся страна дружно «перекраивает» старую жизнь в темпе «догнать и перегнать», запущен процесс индустриализации, давит технический прогресс и гремят масштабные стройки, «время Павла Кузнецова» никуда не спешит. Он с энтузиазмом поддерживает новый темп, заданный в двадцатые годы прошлого века, и искренне вдохновляется коллективным трудом. Как художник, Кузнецов ни на шаг не отступает от своего «поэтического восприятия жизненных реалий», но немного меняет давно устоявшийся живописный метод, открывая новые способы изображения и передачи, со временем также ставшие характерными для него.
«Везде, как воздух, чудился Восток».
В 1924 году Кузнецов посещает Крым. Неизменная любовь к Востоку «свернула» в южном направлении. Земли Крыма, а, впоследствии, и Кавказа, дали заряд и вдохновение художнику на многие годы вперед. Сам Кузнецов пишет и говорит о том, что ориентируется на нового, «трудящегося» зрителя, с радостью принимая жизненные реалии. Из кузнецовских работ уходит излишняя утонченность, «выносится за скобки» фантазийность и отвлеченность. Но, появившиеся легкость и новые цвета, жизненность и более пристальное внимание к натуре помноженные на поэтический дар художника, дает в итоге удивительные примеры настоящей живописи.
Безусловные шедевры: «Сбор чая», «Дорога в Алупку», «Окно. Кисловодск», «Женщина с быком». Это показательные работы, ярко иллюстрирующие тягу Кузнецова к земле, в прямом смысле этого слова. С полотен практически уходит любимое художником небо, уступая холст земному ландшафту, разворачивающемуся в нескольких планах, иногда панорамно.
«Пройди по лесистым предгорьям,
По бледным, полынным лугам,
К широким моим плоскогорьям,
К изящным волной берегам»
Удивительным образом, с «уходом неба», в работах Кузнецова появляется больше воздуха. И если «степной» воздух стоит, «кавказско-крымский» воздух движется, наполняя работу свежестью и ясностью. В «Сборе чая» и «Дороге в Алупку» легкие, отрывистые мазки сочетаются с обновленной палитрой, где появляются свежая и изумрудная зелень, нежно-голубой и яркий кобальт, бледно-розовый цвет и мягкая охра.
Восхищает своей колористической и композиционной стройностью работа «Женщина с быком», разбитая на несколько планов. Где небо повторяет линию горизонта, а складки завораживающей глубоким синим цветом юбки — степной ландшафт. В женщине, выдвинутой на передний план, еще чувствуется след эфемерных жительниц степей и загадочных сартянок. Но только след. «Новая героиня» не приукрашена, на ее татарском лице следы усталости от тяжелого дня, натруженные руки крепко держат железное ведро. В работе есть настроение момента, присевшей отдохнуть от трудов женщины, усиливающееся мощной фигурой быка, отбрасывающего бирюзовую тень, аскетичным пейзажем с выжженной степью, глинобитными домами на заднем плане и парой тонких по контрасту с фигурами на «авансцене» кипарисов. Чистые цвета и удивительная поэтика земного, никогда не спускающаяся к бытовому.
Прекрасна своим композиционным решением работа «Окно. Кисловодск», где холст по вертикали разделяет внушительная оконная рама, за которой разворачивается манящий горный пейзаж с убегающей вглубь изумрудно-голубой зелени холмов тропинкой. И опять Кузнецов оставляет небу совсем немного места, окрашивая его в неприметный серый цвет. Но, сколько в работе воздуха! Рама окна чуть приоткрыта, а нижний левый угол уравновешивает букет ярких цветов в прозрачной вазе. Жизнерадостный красный, зелень пейзажа, белизна рамы и, кажется, что в этот момент ворвется свежий горный ветер, разнося ароматы цветов и трав.
Пейзажи Крыма и Кавказа Павел Кузнецов пишет и в 30-е, и в 60-е годы, пишет в Москве, по наброскам, по памяти. На многих работах — море, бухты и уголки курортных парков: «В гавани», «За шахматами», «Скалы в Гурзуфе», «Уголок парка».
«Фаянсовых небес неуловимый скат,
Кольцо лиловых гор и золото пустыни ...
На синей скатерти шафранный ломтик дыни
Прозрачен и душист, как вянущий закат»
То тепло, те запахи и краски, которые подарили Кузнецову земли Крыма и Кавказа найдут свое отражение в Прибалтийских пейзажах, в Мичуринских садах, в дачных натюрмортах. В живописи, «небесное» окончательно соединяется с «земным», и сейчас (особенно сейчас) показывая пример удивительной художественной гармонии!
В тексте использованы строки из произведений: Н. Заболоцкого, Б. Чичибабина,
М. Волошина, В. Рождественского.