Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Выставка «Двадцать восемь мгновений августа»

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

Материалы по теме:

Жаркий август 2016

  • Выставка «Двадцать восемь мгновений августа»
Дата мероприятия:  08.09.2016  —  28.10.2016
Стоимость билета:  10 руб.
Закончился очередной пленэрный август, но его «многолетние» следы остались на стенах картинной галереи им. К.С. Петрова-Водкина. В этом году участники традиционных хвалынских пленэров привезли в дар музею свои работы. После прекращения закупочной деятельности областным министерством культуры в конце 1990-х музей практически не пополняется. В музее, накрепко связанном с «гениями места», образовались лакуны размером в двадцать лет, хотя художественная жизнь в городе продолжалась пусть не силами местных художников, коих остаётся всё меньше, а художниками, приезжающими на пленэр и «вспахивающими» хвалынскую художественную ниву. И вот художники решили сами восполнить образовавшиеся пустоты в коллекции. Они привезли не только работы последних лет, но и более ранние.

Основные направления в живописи, исповедуемые художниками, работающими на пленэре в Хвалынске – живописно-пластический реализм и живописный символизм. Живопись «патриархов» - основателей пленэров П.А. Маскаева и В.А. Мошникова представляет два этих направления. П.А. Маскаев пытался на натуре «строить» композицию, «очищая» натурный мотив от всего лишнего, выявляя его цветовую и предметную конструкцию. В.А. Мошников насыщает пластическую организацию символическим содержанием. Натурный мотив является для него поводом для поиска видимых символов внутренних ощущений. Собственно и участники выставки разделились по этим двум направлениям.

Одним из центральных на выставке является панорамный пейзаж П.А. Маскаева «Синий простор» (2006). Это одна из лучших работ Павла Александровича. Такого светящегося голубого цвета Волги и неба над ней нет ни в одном его пейзаже. Свечение это подчёркнуто тёплыми оранжевыми, жёлтыми и зелёными цветами земли. Цветовая гамма отсылает зрителя к «Мальчикам» К.С. Петрова-Водкина, где зелёная земля и синее небо связаны через оранжево-жёлтый цвет обнажённых тел. Равновесие тёплых и холодных цветов в картине даёт и это свечение, и ощущение умиротворяющей августовской тишины. В работе Т.П. Маскаевой «Гладиолусы» (2007) можно видеть приём, часто использовавшийся и её отцом – фоном букета является грунтованный не закрашенный холст, подчёркивающий цветовую праздничность букета.

В работе С.Н. Золиной «В тени деревьев» (2012) чувствуется весомость, масса. Светлана Николаевна стремится к обобщению цветового пятна. Её работы строятся из однородных «строительных» элементов, она озабочена созданием ритмически организованной композиции. Немного глуховатые краски, неторопливо размеренные ритмы передают характерное для Хвалынска согласие растительной жизни и старой городской архитектуры. Неслучайно художница пишет в основном старые кирпичные купеческие дома или сохранившиеся постройки старообрядческого мужского Успенского монастыря в окрестностях города, до которых ещё не добралась цивилизация, разрушающая этот некогда прочный союз.

Анна Леонтьева с отроческих лет участвовала в хвалынских пленэрах, а теперь она уже окончила художественный институт им. В.И. Сурикова. На выставке экспонируются две её работы «Красные горы» (2007) и «Тишина» (2008), в которых Анна пытается, по её словам, «соединить принципы академического и пластического искусства». И надо отметить ей это удаётся: её небольшим пейзажам присущи монументальность и суровый лаконизм образного строя.

Подвижность фактуры работы В.В. Мостового «Летом в Черемшанах» (2003), пульсация мазков переносят зрителя в сферу органической непринуждённости. Художник питает неприязнь к однообразно окрашенным и зализанным поверхностям. Как ни отходи от полотен Мостового, а привкус краски остаётся.

А.В. Батраева в работе «Последний день» (2012) использует в композиции приём контраста, располагая на переднем плане мощные стебли высокой травы, сквозь которые видны меловые хвалынские холмы и Волга. Она высоко поднимает круглящийся горизонт и пейзаж почти готов совместиться с плоскостью холста, разворачиваясь вверх. Высокий горизонт вообще характерен для многих работ А.В. Батраевой.

В работе Е.В. Мальчевской «Fairytale(Сказка)» (2003) использован тот же приём «ажурного» первого плана: сквозь хитросплетение древесных ветвей которого, видны гладь пруда, холмы и небо. Её пейзажи, сконструированные из отдельных цветовых зон, напоминают средневековые перегородчатые эмали или мозаики, а мозаика, как известно, располагает к плоскостности. Художница интуитивно избегает цветовых контрастов, она тщательно рассчитывает равновесие тёплых и холодных тонов. В этой живописной «грамматике» сказывается желание не превращать картину в этюд, хотя в основе её работа на натуре.

Е.Н. Панфёрова представлена ранней работой «Зелёный дом» (2003), отражающей поиски своего языка. В этом пейзаже главная задача заключалась для Елены Николаевны в том, чтобы добиться равновесия на плоскости пятен одного цвета, но разной тональности. Обобщённая геометризация, которой подвергаются детали живой природы, обнаруживает стремление к упрощению для достижения единой кристаллической структуры, которая будет ведущей в творчестве Панфёровой к 2010 годам.

Е.Б. Шачнева приезжает в Хвалынск с 2012 года. Она только делает первые шаги в сторону пластического реализма, вживаясь в природу этих мест, пытаясь понять их цветовое своеобразие и конструкцию. Три её пейзажа на выставке порождены не самовыражением, а созерцанием. И это созерцание сердцем.

Другой организатор и вдохновитель хвалынских пленэров В.А. Мошников представлен двумя работами «Потерянный рай» (2000) и «Изгнание из рая» (2006). Первая работа из цикла по книге Мильтона «Потерянный рай», а вторая - из цикла «Читая первые главы “Бытия”». Обращение В.А. Мошникова к литературным «либретто», говорит о необходимости для него предварительного сюжета, сознательное использование им картины в качестве инструмента для проникновения в мир духовной реальности. По Плотину, только через искусство можно уловить сущность мировой души, которая скрыта в образах. В работе из цикла «Потерянный рай» это образы человеческих душ, чувствующих своё родство, поддерживающих друг друга и тоскующих по утраченной гармонии. Осознание своей греховности и покорность судьбе есть и в образах Адама и Евы, изгнанных из рая, изображённого в ореоле. Если П.А. Маскаева можно назвать полуденным художником, то В.А. Мошникова – сумеречным, он не может быть безмятежным лириком, его творчество неотделимо от интонации ожидания и томления по неведомому.

В работах Н.В. Леонтьевой можно проследить попытки трансформации живописно-пластического реализма в живописный символизм. В пейзаже «Пасмурное утро» (2005) ещё чувствуется диктат натурного мотива, хотя и решённого с помощью пластических средств: организации цельного силуэта гор, поросших лесом, обобщения цветового пятна внутри силуэта, ритмической согласованности округлых форм. Но и в этом пейзаже в названии ставится акцент на настроение – состояние природы настраивает на меланхолию. В более поздних работах «У часовни» (2007), «Летний букет» (2013-2015) идёт дальнейшая работа по уточнению собственного состояния и поиска его соответствий в природе. Силуэт уступает место текучим и плывущим контурам, на место действительности заступил «сон наяву» - несколько отстранённые образы памяти. Возле «Летнего букета» вспоминаются букеты П.В. Кузнецова в низких широких вазах с их «звучной нежностью», а приглушённый, блёклый цвет интерьера «Картинной галереи» (2008) отсылает к его прошлой жизни в начале 20 века, к стилю модерн.

Когда мистика уступает место наивности, работы обретают черты декоративизма, как в картине М.Е. Симоновой «Хвалынск. Объяснение в любви» (2015). Образ города предстаёт в кирпичном узорочье хвалынских домов и ворот, в синеве Волги и небес над крылатым акбарсом и добродушным львом – знаковыми образами городских достопримечательностей. Те же элементы наива можно увидеть в работе А.Н. Мельниковой «Рыжий домик» (2013). Изображения деревьев на первом плане напоминают растительность в живописи наивистов или рисунки детей. Причём наив здесь соединён с оглядкой на старых мастеров – тёмная цветовая гамма, кулисная композиция - всё вместе рождает ощущение театральной декорации к сказочной постановке.

Участницы студии В.А. Мошникова О.Г. Гудкова, С.С. Лопухова, Е.А. Палёхина, А. Хватова готовятся продолжить линию живописного символизма своего наставника. Название цикла «В поисках света» А. Хватовой уже указывает на мистический смысл. Таинственное свечение в глубине безлюдного пейзажа, втягивает и завораживает зрителя. Цветовая монотонность, построенная на тонкой игре зеленовато-серых оттенков располагает к медитативной сосредоточенности, к возвращению зрителя от природы внешней к сущности своей внутренней природы.

Светлый колорит картины Е.А. Палёхиной «Дети в саду» (2012-2015), построенный на пастельных оттенках розового, голубого, сиреневого, жёлтого и бирюзового, намекает на весну, которая соответствует детскому возрасту. Природа и человек находятся в нерасторжимом единстве, только рельефы деревьев намекают на некоторую предметность в этом белом безмолвии и световом растворении всего.

Свет и для О.Г. Гудковой важнее цвета. Она не погружается в реальность целиком, а сохраняет отстранённый взгляд и метафорическую соотнесённость с чем-то большим, чем просто городской хвалынский пейзаж. Холодный колорит, основанный на игре серо-голубых тонов в её работе «Прозрачная тишина» (2012), интерес к ускользающим нюансам и тающим полутонам, прекрасно раскрывает характер художницы, доносит до нас её негромкий голос.

Возле картины С.С. Лопуховой «Песнь восхождения» (2013) вспоминаются слова Верлена: «Выбирай слова без особенной определённости: нет ничего милее смутной песни, где неясное сливается с ясным…» Оттенки голубого, розовато-жёлтого и зелёного цвета рассыпаны по всему холсту. В центре композиции, выполненной в виде двух пересекающихся диагоналей, вернее, песочных часов, на вершине людской «пирамиды» угадывается фигура Христа. Символика картины существует лишь в намёке и интригует своей недосказанностью: то ли восходящее солнце, заливающее светом ущелье, озеро, деревья, людей и строения, «поёт» песнь новому дню, то ли святые, среди которых кроме Христа узнаётся и образ Богородицы с младенцем на руках, «восходят» на небеса…

В «Летнем букете» (2005) Т.В. Мошниковой цветы кажутся какими-то живыми существами. Им присуща суггестивность, о которой когда-то говорил Редон, потому что художница хотела выразить свои чувства, а не только зафиксировать с фотографической достоверностью то, что воспринимает глаз.

Если поставить рядом букеты двух Татьян (Маскаевой и Мошниковой), то две ведущие тенденции хвалынских пленэров, представленные на выставке, станут очевидными: дочери наших основателей являются продолжательницами линий отцов.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"