Выставка В.В. Полякова (1936-2005) «Милая моя родина». (К 80-летию со дня рождения)

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

  • В.В. Поляков. Окрестности Хвалынска. 1970-е
Дата мероприятия:  08.07.2016  —  08.09.2016
Стоимость билета:  10 руб.
Художнику, поэту, краеведу, музыканту Владиславу Викторовичу Полякову в этом году исполнилось бы 80 лет, но уже 11 лет его нет с нами. Память о нём жива в городе, он был «бродилом» провинциальной жизни, пытался зажечь её своим внутренним постоянно горящим углем. Чудак, живущий искусством, жертвующий всем материальным для творчества, своей жизнью подтверждал известное выражение о том, что без трёх праведных «несть граду стояния». Он и был одним из таких праведных людей Хвалынска, на которых стоит и держится русская земля. У Владислав Викторовича не было высоких званий и премий, не нажил он и капиталов. Но он был русским интеллигентом в абсолютном значении этого понятия. Было в нём что-то чеховское: редкое соединение характера и таланта, ума и совести, достоинства и простоты, доброжелательности к людям и требовательности к себе. В начале 1990-х годов он решил окунуться в атмосферу детства, проведённого в Хвалынске, который он беззаветно любил, неслучайно одна из его книг называется «Именем Хвалынска дорожу». Он вернулся в родной город и провёл в нём последние годы своей жизни.
На выставке «Моя милая родина» представлены работы Владислава Викторовича из фондов художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина. На больших станковых графических листах изображение хвалынских пейзажей, выполненных цветными карандашами, тушью, восковыми мелками. Выставка ретроспективная – здесь представлены работы 1960-1990 годов. На выставке можно проследить не только изменения творческого почерка художника, но и увидеть уже «ушедшую натуру» города, например, старый аэродром в южной части города или ландшафт Ташей (северная горная гряда), который в настоящее время, после открытия горнолыжного курорта, претерпел значительные изменения. Поляков – мастер панорамных пейзажей. Его работы можно показывать в качестве примера того, что никаким самым совершенным фотоаппаратом не создать такой панорамы, какую можно передать художественными средствами, часто на небольшом формате. На вопрос журналиста о любимых мотивах, он отвечал: «Для теперешнего Хвалынска более всего характерны горы. Надо уходить туда одному. Там симфонизм форм, линий, красок, ощущений…». Он говорил: «Сотри случайные названия, сбрось чертежи мыслей, и ты увидишь лик земли, вздыбленной под облака… Горы - это не размер, это психология».
Каждый пейзаж, представленный на выставке – синтез непосредственных натурных впечатлений и любви к окружающему.
На портретах часто изображены дети. В.В. Поляков много преподавал в школах, понимал детскую психологию, любил работать с детьми, и это была взаимная любовь. Портреты выполнены тушью за один сеанс, как будто на одном дыхании, несколькими росчерками кисти или пера. Отличаются лаконизмом и бережным отношением к белизне листа. В них есть «невесомость» и прозрачность, присущая китайским тушевым рисункам. Неслучайно В.В. Поляков изучал знаменитый китайский трактат «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно».
Владислав Викторович – представитель традиционного подхода к искусству, принявший его из рук педагога по Полиграфическому институту – К.П. Савкевич, ученицы Г.Д. Епифанова. Для него мир – Божье творенье, поэтому художник не имеет права его обезобразить. Этому правилу В.В. Поляков следовал всю жизнь, считая, что классическое, прежде всего реалистическое, искусство несёт ростки непреходящей радости, света и духовного покоя, которые только и могут спасти цивилизацию.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений