Старый Париж. Живописный альбом XIX века с хромолитографиями Баруса
Автор: | Фёдорова Наталья Васильевна |
«Где старый мой Париж!
Трудней забыть былое,
Чем внешность города пересоздать!..»
Шарль Бодлер
За свою многовековую историю Париж, один из красивейших европейских городов с древними культурными традициями, памятниками романской и готической архитектуры претерпел множество изменений. Причиной этого стали разрушительные наводнения, пожары, войны, революционные перевороты и масштабные перепланировки. Многие художники, писатели и поэты, испытывая ностальгию по исчезнувшим узким улочкам и старинным зданиям, старались воссоздать в своих произведениях образ древней столицы Франции. В начале XIX века, в период повышенного интереса к истории и культуре, во Франции было выпущено множество иллюстрированных изданий с видами исторического центра Парижа.
Представленное на выставке литографированное издание «Старый Париж» (1849) знакомит с давно утраченными историческими и архитектурными памятниками XII-XVII веков.
Иллюстрации, исполненные с рисунков старых мастеров в технике хромолитографии в мастерской Баруса, содержат восхитительную панораму ночной Сены с видом Нельской башни и Лувра на противоположном берегу; уникальные виды величественных замков и дворцов, служивших королевскими резиденциями с сокровищницами и тюрьмами – Бастилии, Ла Турнель, Сен-Поль, Тампль.
Содержащиеся в альбоме изображения ворот Бюси, Сент-Оноре, Сен-Жермен; монастыря Святого Элигия, основанного королевским ювелиром; больницы Сен-Жак, созданной для паломников; и аббатства Сен-Виктор, где процветали науки, дают представление о парижской жизни XII-XIV веков.
Облик средневекового Парижа создает вид двора Чудес – одного из парижских кварталов, населенных нищими, которые перевоплощались в калек и чудесным образом выздоравливали. Глиняный домик Элоизы и Абеляра напоминает об истории трагической любви знаменитого философа и его ученицы. Луг клерков (Пре-о-Клер), находившийся на левом берегу в предместье Сен-Жермен, дает представление об излюбленных местах для развлечений и дуэлей во времена Генриха IV.
Иллюстрации альбома демонстрируют и уникальное для XVII века строение: водонапорную башню «Самаритен», построенную для подачи воды из Сены в замок Лувр и сад Тюильри. На фасаде здания были расположены часы, бронзовые скульптуры Иисуса и самаритянки. Другой достопримечательностью того времени стало здание хлебного рынка с огромным куполом и роскошными внутренними росписями, а также расположенная рядом с ним колонна Марии Медичи, служившая в те времена обсерваторией.
Вошедшие в альбом романтические виды старинных памятников представляют большой интерес для собирателей иллюстрированных книг, знатоков и любителей искусства. Отдельные листы из этой серии хранятся во Французской Национальной библиотеке, парижском историческом музее Карнавале и других музейных собраниях.
Радищевскому музею живописный альбом был подарен в 1897 году С.А. Панчулидзевой, дочерью саратовского губернатора, в числе множества книг, приобретенных ею на память об увиденных достопримечательностях во время заграничных путешествий.
Содержащиеся в книге «Старый Париж» литографированные листы с изображениями исчезнувших памятников прошлого, представляют собой историко-художественную ценность и служат богатейшим материалом по изучению искусства, истории и архитектуры XII-XVII веков.