Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«И славен буду я…». Выставка в Балаковской художественной галерее

Автор:  Фёдорова Наталья Васильевна


Неугасаемый интерес к жизни и творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) служит подтверждением его пророческих строк из стихотворения «Памятник», своеобразного духовного завещания, оставленного потомкам. Его бессмертные сочинения, получившие мировую известность, нашли широкое отражение в литературоведении, музыке, театре, во всех областях изобразительного искусства, включая книжную графику.

Представленные на выставке отечественные издания из собрания Радищевского музея знакомят с творчеством лучших пушкинских иллюстраторов: знаменитых графиков рубежа XIX-XX веков и талантливых мастеров книжного искусства советского времени. Иллюстрируя одни и те же произведения поэта, художники разных поколений создали в собственной манере и технике неповторимые образы героев пушкинских поэм, драматических произведений, повестей и сказок. Особого внимания заслуживают иллюстрации, появившиеся в первых изданиях при жизни поэта, трепетно относившегося к художественному оформлению своих произведений.

В предлагаемом вниманию зрителей журнале «Старые годы» (1907) опубликовано редкое изображение сцены из «Пиковой дамы» к титульному листу готовившегося, но так и не вышедшего в печать издания повестей Пушкина. Этот офорт был исполнен в 1824 г. современником поэта – художником Григорием Гагариным (1810-1893), которому поэт неоднократно доверял свои неизданные стихи, которые, по словам автора, «могли бы послужить для очень оригинальных рисунков».

На выставке также можно увидеть очень понравившийся Пушкину рисунок Ивана Иванова (1779-1848), гравированный Михаилом Ивановым (1781-1839) для фронтисписа первого издания поэмы «Руслан и Людмила» (1820). При жизни поэта, в 1826 году, было опубликовано и санкт-петербургское издание «Бахчисарайского фонтана» на немецком языке с гравюрами Степана Галактионова (1779-1854), одного из первых пушкинских иллюстраторов.

До конца XIX века рисунки ко многим произведениям поэта чаще всего публиковались в иллюстрированных журналах и альманахах. Музейные номера журнала «Артист» за 1894 год знакомят с замечательными хромолитографиями с акварелей театрального художника Федора Соллогуба (1848-1890) к «Сказке о Золотом Петушке».

Огромное количество иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина было создано в связи с юбилейными датами. Выпуском высокохудожественных иллюстрированных изданий, напечатанных в лучших российских типографиях, был отмечен столетний юбилей со дня рождения великого поэта. К 1899 году в Санкт-Петербурге Экспедицией Заготовления Государственных Бумаг было выпущено великолепное литографированное издание «Песнь о вещем Олеге», оформленное в стиле древнерусских рукописных книг. Яркие сюжетные и орнаментированные виньетки, заставки, концовки исполнил акварелью знаток русской старины Виктор Васнецов (1848-1926). На выставке представлена точная копия этого юбилейного издания – книга-гармошка, напечатанная в 1914 году «Скоропечатней А.А. Левенсона», которая специализировалась на выпуске дорогих и изысканных художественных книг.

К пушкинскому юбилею московское издательство А. Мамонтова выпустило поэму «Руслан и Людмила». Напечатанную на высококачественной бумаге роскошную книгу большого формата украсили хромолитографии с ярких акварельных рисунков Сергея Малютина (1859-1937), незаурядного колориста и декоратора эпохи модерн. Созданные им цветные иллюстрации в тексте, декоративные заставки и концовки воссоздают поэтический и красочный мир поэмы.

К столетнему юбилею также вышло в свет издание книжного магазина «Гросман и Кнебель» – «Бахчисарайский фонтан» с изящными виньетками и иллюстрациями армянского художника Вардгеса Суренянца (1860-1921). Благодаря непревзойденному качеству полиграфии и художественному оформлению, восточная поэма А.С. Пушкина, написанная им в 1821-1823 годах, во время южной ссылки, под впечатлением от посещения Бахчисарайского дворца крымских ханов, была необыкновенно популярна у читателей того времени.

В этом же юбилейном году издательством А. Маркса было опубликовано одно из самых значительных пушкинских произведений – роман в стихах «Евгений Онегин» с рисунками русской художницы Елены Самокиш-Судковской (1863-1924). Украшенная орнаментальными бордюрами и виньетками, причудливыми гирляндами книга пользовалась огромным успехом и издавалась еще четыре раза. На выставке представлено 3-е издание романа, выпущенного в Петрограде в 1918 году издательской фирмой «Р. Голике и А. Вильборг», прославившейся высоким печатным уровнем издательской продукции.

Особое место в ряду иллюстраций к «Евгению Онегину» занимают рисунки пером замечательного графика Николая Кузьмина (1890-1987). Книга с его иллюстрациями, напечатанная московско-ленинградским издательством «Academia» в 1937 г., была удостоена Высшей награды на Всемирной выставке в Париже. Представленный в экспозиции 27-й нумерованный экземпляр «Евгения Онегина» (1975) с оригинальным рисунком – портретом Пушкина, был подарен Радищевскому музею Н. Кузьминым в 1980 году.

Шедеврами книжной графики первой четверти XX века по праву считается сюита иллюстраций к «Медному всаднику» и «Пиковой даме» Александра Бенуа (1870-1960), ведущего деятеля «Мира искусств». Воспроизведенные в книгах его рисунки тушью и акварелью, имитирующие цветную гравюру на дереве, отличают художественная завершенность, тонкая передача психологического состояния героев.

Большой интерес у иллюстраторов вызывали «Маленькие трагедии» (1830), состоящие из коротких пьес: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Интересная серия иллюстраций к этим произведениям была создана в 1937 году российским художником Иваном Рербергом (1892-1957) для издательства «Academia». Все оформление, начиная от шрифта на переплете, марки издательства и изящной виньетки в духе пушкинского времени, выполнено в технике рисованного силуэта. Неповторимым стилем и высоким графическим мастерством отличаются ксилографии к «Маленьким трагедиям» прославленных мастеров Владимира Фаворского (1886-1964) и Алексея Кравченко (1889-1940). Их черно-белые иллюстрации тонко передают философские мысли произведений и драматичность человеческих страстей.

Великолепные иллюстрации художников Палеха, старинного российского иконописного центра: Ивана Вакурова (1885-1968), Дмитрия Буторина (1891-1960), Ивана Голикова (1887-1937) украсили выпущенные издательством «Academia» в 1937 году в цветных картонажах с золотым тиснением сказки Пушкина. Наверняка, запомнятся зрителям и иллюстрации к поэме «Руслан и Людмила», исполненные в конце 80-х годов XX века другими мастерами палехской лаковой миниатюры – супругами Борисом (род. 1936) и Калерией (род. 1937) Кукулиевыми.

Яркие образы героев знаменитых пушкинских сказок можно увидеть и в произведениях других талантливых советских художников 1950-1980-х годов. Воспроизведенные в детских изданиях акварельные рисунки Владимира Конашевича (1888-1963), остроумные рисунки и офорты Константина Кузнецова (1886-1943), ироничные акварели Владимира Милашевского (1893-1976), замечательные рисунки пером и тушью Аминадава Каневского (1898-1976) – прекрасные образцы книжной иллюстрации, восхищающие фантазией и богатством декоративного колорита.

Интерес представляют и графические произведения саратовской художницы Любови Горячевой, проиллюстрировавшей два тома сборников стихотворений А.С. Пушкина «О России» и «О Любви», изданных в 1999 году к 200-летнему юбилею поэта.

Стены экспозиции украшают репродукции с трогательных акварелей, исполненных Татьяной Мавриной (1902-1996) к «Сказкам А.С. Пушкина». Веселые, красочные и запоминающиеся работы этой самобытной художницы отличает особый стиль, характерный для всего ее творчества.

Иллюстрированные талантливыми российскими художниками книги переиздаются вновь и вновь, даря читателям радость встречи с любимыми героями произведений А.С. Пушкина. Его литературный язык настолько выразителен, живописен и неисчерпаем, что иллюстраторы разных поколений создают произведения, созвучные по своему стилю и духу творениям великого поэта.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры