Выставка одной картины. В.И. Курдов. Тяга вальдшнепов

Автор:  Анашкина Елена Эдуардовна

  • В.И. Курдов. Тяга вальдшнепов. 1959
Дата мероприятия:  01.12.2015  —  15.01.2016
20 декабря 2015 года исполняется 110 лет со дня рождения замечательного ленинградского графика, иллюстратора книг Валентина Ивановича Курдова. В 1920-е годы Курдов учился в петроградском ВХУТЕИНе, среди его педагогов был К.С. Петров-Водкин. Впоследствии в книге воспоминаний «Памятные дни и годы» Валентин Иванович с огромным уважением и теплотой напишет о своём учителе. В собрании Хвалынского художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина среди произведений учеников Кузьмы Сергеевича представлена и работа В.И. Курдова. С 1 декабря 2015 года в рамках проекта «Выставка одной картины» она экспонируется в одном из залов Хвалынской картинной галереи им. К.С. Петрова-Водкина. Это автолитография «Тяга вальдшнепов», выполненная в 1959 году и поступившая в коллекцию музея в 1963.
На автолитографии запечатлен пейзаж. Ранняя весна. Между деревьями ещё лежит снег, но уже прозрачен наполненный особенным нежным ароматом воздух. Сквозь тонкое кружево нагих деревьев просвечивает розоватое небо. А над самыми верхушками, как бы плывя по воздуху, тянет длинноклювый вальдшнеп. Кому из охотников не знакома эта волнующая картина? Во время тяги вальдшнеп в поисках самки на рассвете или в вечернюю пору медленно облетает лесные полянки, просеки, ручейки. Возможности цветной литографии позволили художнику передать состояние тихой зари в лесу. Легкая, подвижная, «живописная» красочная поверхность близка акварели. Тема природы звучит в работе негромко, подкупающе мягко и искренне. Валентин Иванович Курдов и сам был охотником, но в большей степени наблюдателем и тонким знатоком природного мира. Эти качества проявились в замечательных иллюстрациях к произведениям В.Бианки, Р.Киплинга и др.
В.И. Курдов родился 20 декабря 1905 года в селе Завод Михайловский Пермской губернии. Ещё будучи подростком, Курдов увлекался живописью. Учился в художественном училище в Екатеринбурге (1916), в студии при Пермском художественном техникуме (1918-1919), в Свободных художественных мастерских в Перми (1921), в Екатеринбургском художественно-промышленном училище на ювелирном отделении (1922-1923) и в петроградском ВХУТЕИНе (с 1923) у А.Карева, К.Петрова-Водкина, М.Матюшина, А. Савинова. Посещал мастерскую П.Филонова, был близок с художниками группы «Мастера аналитического искусства». В 1926 поступил на обучение в ГИНХУК к К.Малевичу.
Валентин Иванович собирался стать художником-живописцем и даже не задумывался о книжной графике, пока ему в руки не попала маленькая книжечка с иллюстрациями Владимира Лебедева. Она потрясла начинающего художника. Это был первый повод задуматься над оформлением детских книг. Вторым поводом Курдов считал встречу с Виталием Бианки. С 1927 года В.И. Курдов начал работать как художник детской книги в редакции Детгиза. В 1932 стал членом Союза художников. С 1939 работал в экспериментальной литографской мастерской ЛОСХ. В 1939-1940 организатор и создатель плакатов «Боевой карандаш». В годы Великой Отечественной войны оставался в блокадном Ленинграде, создал серию литографий «По дорогам войны» (1942-1944). В последующие годы он продолжал заниматься иллюстрациями. Среди его работ: «Рассказы об охоте» В.В.Бианки (1952), «Первая охота» (1956) и «Домик в лесу» (1962) И.С. Соколова-Микитова. В 1958 году в издательстве «Художник РСФСР» были напечатаны почтовые открытки «Тяга вальдшнепов». Вероятно, художник любил и ценил эту свою работу.
За иллюстрации к сказкам Р.Киплинга, сделанные в 1980 году, Курдов два года спустя получил диплом имени Ханса Кристиана Андерсена. Народный художник РСФСР (1976), Лауреат Государственной премии им И.Репина (1982), он ушёл из жизни в Ленинграде в 1989 году. При жизни Валентина Ивановича в журнале «Художник» в 1984 году были опубликованы отрывки его интереснейших воспоминаний о годах учебы, начале творчества. А в 1994 в петербургском издательстве «Арсис» книга мемуаров Курдова вышла отдельным изданием.
Из книги В.И. Курдова «Памятные дни и годы. Записки художника»: «Когда Петров-Водкин входил в мастерскую, зал собрания или мы видели его в жюри, мы знали, что здесь присутствует большой мастер, ощущали свою сопричастность к этому явлению. Работая в жюри, Кузьма Сергеевич не сидел на месте: он то и дело вскакивал со стула, подходил к заинтересовавшему его холсту, живо реагируя, одобряя или указывая на недостатки. Мы беспредельно верили ему, вверяя ему судьбы своих произведений, вовсе не будучи его последовательными учениками. Было принято оценивать работы в отсутствии художника. Обычно в щелку двери за выставкомом наблюдал автор рассматриваемых работ. Я тоже с волнением стоял у двери малого выставочного зала ЛОСХ, где шло заседание под председательством Петрова-Водкина. Я увидел, как Кузьма Сергеевич подошел к моей работе и внимательно и оживленно её рассматривал: мои товарищи шепчут: «Кузьма подошёл. Кузьма смотрит, Кузьма одобряет». В этом и было главное вознаграждение.
Если вспомнить обстановку непримиримости, царившую накануне организации ЛОСХ, станет ясно огромное значение и роль Петрова-Водкина в объединении художников. Благодаря его воле и усилиям возникла оживленная творческая жизнь молодого Союза. Мы жили одной семьей — сложной, но были заинтересованы друг в друге. Петров-Водкин был цельной натурой: безоговорочно приняв пролетарскую революцию, он считал себя ответственным за все её деяния, за развитие советского искусства. С энтузиазмом, присушим его темпераменту, отдавал свои силы общественным делам».

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений