Выставка одной картины. В.И. Курдов. Тяга вальдшнепов
Автор: | Анашкина Елена Эдуардовна |
Дата мероприятия:
01.12.2015 — 15.01.2016
20 декабря 2015 года исполняется 110 лет со дня рождения замечательного ленинградского графика, иллюстратора книг Валентина Ивановича Курдова. В 1920-е годы Курдов учился в петроградском ВХУТЕИНе, среди его педагогов был К.С. Петров-Водкин. Впоследствии в книге воспоминаний «Памятные дни и годы» Валентин Иванович с огромным уважением и теплотой напишет о своём учителе. В собрании Хвалынского художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина среди произведений учеников Кузьмы Сергеевича представлена и работа В.И. Курдова. С 1 декабря 2015 года в рамках проекта «Выставка одной картины» она экспонируется в одном из залов Хвалынской картинной галереи им. К.С. Петрова-Водкина. Это автолитография «Тяга вальдшнепов», выполненная в 1959 году и поступившая в коллекцию музея в 1963.
На автолитографии запечатлен пейзаж. Ранняя весна. Между деревьями ещё лежит снег, но уже прозрачен наполненный особенным нежным ароматом воздух. Сквозь тонкое кружево нагих деревьев просвечивает розоватое небо. А над самыми верхушками, как бы плывя по воздуху, тянет длинноклювый вальдшнеп. Кому из охотников не знакома эта волнующая картина? Во время тяги вальдшнеп в поисках самки на рассвете или в вечернюю пору медленно облетает лесные полянки, просеки, ручейки. Возможности цветной литографии позволили художнику передать состояние тихой зари в лесу. Легкая, подвижная, «живописная» красочная поверхность близка акварели. Тема природы звучит в работе негромко, подкупающе мягко и искренне. Валентин Иванович Курдов и сам был охотником, но в большей степени наблюдателем и тонким знатоком природного мира. Эти качества проявились в замечательных иллюстрациях к произведениям В.Бианки, Р.Киплинга и др.
В.И. Курдов родился 20 декабря 1905 года в селе Завод Михайловский Пермской губернии. Ещё будучи подростком, Курдов увлекался живописью. Учился в художественном училище в Екатеринбурге (1916), в студии при Пермском художественном техникуме (1918-1919), в Свободных художественных мастерских в Перми (1921), в Екатеринбургском художественно-промышленном училище на ювелирном отделении (1922-1923) и в петроградском ВХУТЕИНе (с 1923) у А.Карева, К.Петрова-Водкина, М.Матюшина, А. Савинова. Посещал мастерскую П.Филонова, был близок с художниками группы «Мастера аналитического искусства». В 1926 поступил на обучение в ГИНХУК к К.Малевичу.
Валентин Иванович собирался стать художником-живописцем и даже не задумывался о книжной графике, пока ему в руки не попала маленькая книжечка с иллюстрациями Владимира Лебедева. Она потрясла начинающего художника. Это был первый повод задуматься над оформлением детских книг. Вторым поводом Курдов считал встречу с Виталием Бианки. С 1927 года В.И. Курдов начал работать как художник детской книги в редакции Детгиза. В 1932 стал членом Союза художников. С 1939 работал в экспериментальной литографской мастерской ЛОСХ. В 1939-1940 организатор и создатель плакатов «Боевой карандаш». В годы Великой Отечественной войны оставался в блокадном Ленинграде, создал серию литографий «По дорогам войны» (1942-1944). В последующие годы он продолжал заниматься иллюстрациями. Среди его работ: «Рассказы об охоте» В.В.Бианки (1952), «Первая охота» (1956) и «Домик в лесу» (1962) И.С. Соколова-Микитова. В 1958 году в издательстве «Художник РСФСР» были напечатаны почтовые открытки «Тяга вальдшнепов». Вероятно, художник любил и ценил эту свою работу.
За иллюстрации к сказкам Р.Киплинга, сделанные в 1980 году, Курдов два года спустя получил диплом имени Ханса Кристиана Андерсена. Народный художник РСФСР (1976), Лауреат Государственной премии им И.Репина (1982), он ушёл из жизни в Ленинграде в 1989 году. При жизни Валентина Ивановича в журнале «Художник» в 1984 году были опубликованы отрывки его интереснейших воспоминаний о годах учебы, начале творчества. А в 1994 в петербургском издательстве «Арсис» книга мемуаров Курдова вышла отдельным изданием.
Из книги В.И. Курдова «Памятные дни и годы. Записки художника»: «Когда Петров-Водкин входил в мастерскую, зал собрания или мы видели его в жюри, мы знали, что здесь присутствует большой мастер, ощущали свою сопричастность к этому явлению. Работая в жюри, Кузьма Сергеевич не сидел на месте: он то и дело вскакивал со стула, подходил к заинтересовавшему его холсту, живо реагируя, одобряя или указывая на недостатки. Мы беспредельно верили ему, вверяя ему судьбы своих произведений, вовсе не будучи его последовательными учениками. Было принято оценивать работы в отсутствии художника. Обычно в щелку двери за выставкомом наблюдал автор рассматриваемых работ. Я тоже с волнением стоял у двери малого выставочного зала ЛОСХ, где шло заседание под председательством Петрова-Водкина. Я увидел, как Кузьма Сергеевич подошел к моей работе и внимательно и оживленно её рассматривал: мои товарищи шепчут: «Кузьма подошёл. Кузьма смотрит, Кузьма одобряет». В этом и было главное вознаграждение.
Если вспомнить обстановку непримиримости, царившую накануне организации ЛОСХ, станет ясно огромное значение и роль Петрова-Водкина в объединении художников. Благодаря его воле и усилиям возникла оживленная творческая жизнь молодого Союза. Мы жили одной семьей — сложной, но были заинтересованы друг в друге. Петров-Водкин был цельной натурой: безоговорочно приняв пролетарскую революцию, он считал себя ответственным за все её деяния, за развитие советского искусства. С энтузиазмом, присушим его темпераменту, отдавал свои силы общественным делам».
На автолитографии запечатлен пейзаж. Ранняя весна. Между деревьями ещё лежит снег, но уже прозрачен наполненный особенным нежным ароматом воздух. Сквозь тонкое кружево нагих деревьев просвечивает розоватое небо. А над самыми верхушками, как бы плывя по воздуху, тянет длинноклювый вальдшнеп. Кому из охотников не знакома эта волнующая картина? Во время тяги вальдшнеп в поисках самки на рассвете или в вечернюю пору медленно облетает лесные полянки, просеки, ручейки. Возможности цветной литографии позволили художнику передать состояние тихой зари в лесу. Легкая, подвижная, «живописная» красочная поверхность близка акварели. Тема природы звучит в работе негромко, подкупающе мягко и искренне. Валентин Иванович Курдов и сам был охотником, но в большей степени наблюдателем и тонким знатоком природного мира. Эти качества проявились в замечательных иллюстрациях к произведениям В.Бианки, Р.Киплинга и др.
В.И. Курдов родился 20 декабря 1905 года в селе Завод Михайловский Пермской губернии. Ещё будучи подростком, Курдов увлекался живописью. Учился в художественном училище в Екатеринбурге (1916), в студии при Пермском художественном техникуме (1918-1919), в Свободных художественных мастерских в Перми (1921), в Екатеринбургском художественно-промышленном училище на ювелирном отделении (1922-1923) и в петроградском ВХУТЕИНе (с 1923) у А.Карева, К.Петрова-Водкина, М.Матюшина, А. Савинова. Посещал мастерскую П.Филонова, был близок с художниками группы «Мастера аналитического искусства». В 1926 поступил на обучение в ГИНХУК к К.Малевичу.
Валентин Иванович собирался стать художником-живописцем и даже не задумывался о книжной графике, пока ему в руки не попала маленькая книжечка с иллюстрациями Владимира Лебедева. Она потрясла начинающего художника. Это был первый повод задуматься над оформлением детских книг. Вторым поводом Курдов считал встречу с Виталием Бианки. С 1927 года В.И. Курдов начал работать как художник детской книги в редакции Детгиза. В 1932 стал членом Союза художников. С 1939 работал в экспериментальной литографской мастерской ЛОСХ. В 1939-1940 организатор и создатель плакатов «Боевой карандаш». В годы Великой Отечественной войны оставался в блокадном Ленинграде, создал серию литографий «По дорогам войны» (1942-1944). В последующие годы он продолжал заниматься иллюстрациями. Среди его работ: «Рассказы об охоте» В.В.Бианки (1952), «Первая охота» (1956) и «Домик в лесу» (1962) И.С. Соколова-Микитова. В 1958 году в издательстве «Художник РСФСР» были напечатаны почтовые открытки «Тяга вальдшнепов». Вероятно, художник любил и ценил эту свою работу.
За иллюстрации к сказкам Р.Киплинга, сделанные в 1980 году, Курдов два года спустя получил диплом имени Ханса Кристиана Андерсена. Народный художник РСФСР (1976), Лауреат Государственной премии им И.Репина (1982), он ушёл из жизни в Ленинграде в 1989 году. При жизни Валентина Ивановича в журнале «Художник» в 1984 году были опубликованы отрывки его интереснейших воспоминаний о годах учебы, начале творчества. А в 1994 в петербургском издательстве «Арсис» книга мемуаров Курдова вышла отдельным изданием.
Из книги В.И. Курдова «Памятные дни и годы. Записки художника»: «Когда Петров-Водкин входил в мастерскую, зал собрания или мы видели его в жюри, мы знали, что здесь присутствует большой мастер, ощущали свою сопричастность к этому явлению. Работая в жюри, Кузьма Сергеевич не сидел на месте: он то и дело вскакивал со стула, подходил к заинтересовавшему его холсту, живо реагируя, одобряя или указывая на недостатки. Мы беспредельно верили ему, вверяя ему судьбы своих произведений, вовсе не будучи его последовательными учениками. Было принято оценивать работы в отсутствии художника. Обычно в щелку двери за выставкомом наблюдал автор рассматриваемых работ. Я тоже с волнением стоял у двери малого выставочного зала ЛОСХ, где шло заседание под председательством Петрова-Водкина. Я увидел, как Кузьма Сергеевич подошел к моей работе и внимательно и оживленно её рассматривал: мои товарищи шепчут: «Кузьма подошёл. Кузьма смотрит, Кузьма одобряет». В этом и было главное вознаграждение.
Если вспомнить обстановку непримиримости, царившую накануне организации ЛОСХ, станет ясно огромное значение и роль Петрова-Водкина в объединении художников. Благодаря его воле и усилиям возникла оживленная творческая жизнь молодого Союза. Мы жили одной семьей — сложной, но были заинтересованы друг в друге. Петров-Водкин был цельной натурой: безоговорочно приняв пролетарскую революцию, он считал себя ответственным за все её деяния, за развитие советского искусства. С энтузиазмом, присушим его темпераменту, отдавал свои силы общественным делам».
Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!