Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Открытие выставки «Вам открытка!» в Музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова

Автор:  Белонович Элеонора Николаевна - заведующий отделом музеефикации

Новая выставка «Вам открытка! Малые формы большого искусства» начала свою работу в Музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова. Здесь представлены художественные открытки, книги журналы начала ХХ века из собраний Радищевского музея, Музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского и частных коллекций. Всего - более 250 экспонатов.

Вечером 14 октября 2015 года в домике В.Э. Борисова-Мусатова собрались многочисленные поклонники искусства, друзья. Многие гости были приглашены заранее отправленными по почте пригласительными открытками. Как и требовалось по условиям жанра, открытки были аккуратно подписаны, промаркированы и опущены в почтовый ящик. Каждая из них прошла свой особый почтовый путь и благополучно добралась до адресата. Уже на выставке гости делились своими впечатлениями и давно забытыми ощущениями, когда в почтовом ящике вдруг обнаружили настоящую открытку с красивой репродукцией. В наш век почти мгновенных возможностей связи и передачи информации эту милую затею нам помогли осуществить сотрудники почты. На открытии выставки руководитель отдела по связям с общественностью Саратовского филиала Почты России Наталья Анатольевна Можейко отметила, что и в современном мире сотни тысяч людей отсылают и получают письма и открытки. При этом сегодня открытки, конверты, марки продолжают сохранять свой привлекательный облик, оставаясь и предметом коллекционирования.

Несколько экспонатов выставки связаны с именем художника, общественного деятеля Ф.Г. Беренштама г. Санкт-Петербурга: открытки из серии «Петербургский возница», журналы начала ХХ века «Открытое письмо», а также альбом для гостей, посещавших петербургскую квартиру художника исключительно по вторникам. На выставку старинный предмет из фондов музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского предоставили наши коллеги. Что же это за загадочный альбом, и каким образом он попал в Саратов, рассказала директор музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского Галина Платоновна Муренина. И эта история также началась с открытки, присланной в 1980-х годах в музей одним ленинградским коллекционером.

Искусствовед, педагог, заведующий отделом русского искусства Радищевского музея, Ефим Исаакович Водонос, на своих занятиях со студентами до сих пор использует почтовые карточки с репродукциями известных произведений искусства. По его мнению изображение на открытке, которую можно подержать в руках, студенты запоминают лучше, в отличие от тех картин, которые они видят на экране компьютера. «Скольким людям, которые, возможно, никогда не доберутся до подлинников мировых шедевров, знакомство с открыткой помогло приобщиться к искусству», - отметил Е.И. Водонос.

Председатель Саратовского историко-краеведческого общества Юрий Александрович Сафронов добавил, что открытка – это еще и носитель ценной информации, дополнительный исторический источник. В качестве примера он рассказал об открытке 1916 года, отправленной из Сызрани в Саратов «некой незнакомкой», путешествовавшей на пароходе по Волге вместе с дочкой Леночкой. На обратной стороне почтового отправления следовала надпись о том, что на этом же пароходе ехал Ф.И. Шаляпин со своим мопсом по кличке Чёрт, который напугал Леночку. Чтобы успокоить девочку, Шаляпин взял её на руки и начал утешать. «В этом тексте оказались не только интересные подробности встречи с Шаляпиным, но и подтверждение того, что легендарный певец посещал Саратов в 1916 году», - резюмировал Юрий Сафронов.

Интересными наблюдениями о бытовании открытки поделилась автор концепции и куратор выставки, заведующий сектором отдела русского искусства Радищевского музея Вероника Приклонская. Многие почтовые карточки, занявшие сейчас достойное место в музейной коллекции, когда-то точно также были отосланы своим адресатам, но некоторые из них проделали почтовый путь дважды. Открытки начала века имели свою стилистику: поздравления с Днём ангела, Рождеством или Пасхой. В советское время, круто изменившее идеологию страны, выпускались открытки с другой тематикой. Люди, сохранившие дореволюционные открытые письма и хотевшие сберечь память об утраченных традициях, на обратной стороне открытки закрашивали старый текст и писали новый, но такие открытки пересылали уже в конвертах.

Начало XX века – время расцвета графики в изобразительном искусстве. Мастера, чьи имена – гордость русского искусства, создавали в том числе и художественные открытые письма. На выставке представлены серия изящных виньеток «Дни недели» К.А. Сомова, виды Санкт-Петербурга М.В. Добужинского и О.П. Остроумовой-Лебедевой, «райские» птицы И.Я Билибина, серия «Игрушки» А.Н. Бенуа, пасхальные пейзажи В.Д. Фалилеева, остроумные иллюстрации к «Коньку-Горбунку» П.П. Ершова работы А.Ф. Афанасьева. Отдельное место занимают открытые письма из частных коллекций Саратова: Н.Н. Каразина - автора первых иллюстрированных открыток в России, Е.М. Бём и даже эротическая серия уроженца губернии С.П. Лодыгина.

***

Сотрудники музея благодарят Юлию Арон, Вадима Летюшова, Галию Нечаеву, Екатерину Салькову, Владимира Федосеева, предоставивших фотоматериалы с открытия выставки. 

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры