Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Дневник 28-ого хвалынского пленэра. Часть третья. Бытие

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

  • Участники 28-ого хвалынского пленэра в бывшей усадьбе графа Медема (Александрия. Ныне - п. Северный)
В рамках пленэра было открыто две выставки. Первая - «Произнесённое имя продолжает жить…» из живописных и графических работ художников, работавших на пленэре в Хвалынске в разные годы. Суть названия в памяти о тех, кого уже нет с нами тех, кто в силу разных причин уже не приезжает на пленэр, но мысленно с нами весь август. Вторая выставка художников их Екатеринбурга Татьяны и Александра Степановых «Хвалынские зарисовки» - своеобразный отчёт о работе на пленэре. На выставке были представлены пастели и рисунки фломастером А. Степанова и небольшие городские живописные пейзажи Т. Степановой. Эти художники приезжают в Хвалынск уже двенадцатый год и не только пишут, но и делятся своими знаниями и креативными идеями с молодой пленэрной порослью. В прошлом августе Степановы проводили мастер-класс интересной техники роллинга, а в этом году под их руководством пленэристы учились писать кириллицей. Ведь работа художника над «буквами» - это особый вид деятельности художника. Кириллице – традиционному русскому алфавиту – свойственна свободная широкая композиция, образное начало заложено в основных элементах этого шрифта – вертикали, полукруге и волнистой кривой, напоминающей силуэт церковной луковицы и изогнутого лука. От латинского алфавита с его прямым углом, сжатой и центрированной композицией буквы кириллицы отличаются органичной и живой формой, которая, несомненно, оказала влияние на национальную ментальность. По словам А. Степанова: «Не только мы создаём знаки, но знаки влияют на нашу ментальность». Ему же принадлежит идея сделать арт-объект: на белом стуле каждый приехавший на пленэр художник должен был оставить своеобразный автограф - написать яблоко. К концу заезда стул «в яблоках» переместился из общежития в галерею на выставку «Произнесённое имя продолжает жить…».
Стало уже доброй традицией поездки художников во время пленэра в посёлок Северный, в имение «Александрия», принадлежавшее когда-то графу А. О. Медему. Не был исключением и этот пленэр. 8 августа состоялась встреча «Возвращение в Александрию», организованная биографом А.О. Медема историком А. Наумовым. На встрече А. Наумов познакомил собравшихся с перспективой развития Александрии, как туристического кластера, включающего мемориальную зону, связанную с А.О. Медемом, музей исчезнувших сёл, центр ремёсел. Этот проект, по мнению А. Наумова, может стать стимулом развития сельской территории. Затем Алексей Викторович провёл экскурсию по территории усадьбы и показал документальный фильм Софии Горленко «Атлантида Русского Севера» о восстановлении памятников деревянного зодчества, о поисках национальной идентичности. После фильма состоялось его бурное обсуждение: некоторые участники встречи считают, что ориентация на музеефикацию места, на туризм в сторону бизнеса – ложная ориентация как страны, так и посёлка Северный и ведёт не к подъёму, а дальнейшему падению экономики, реструктуризации промышленности и сейчас быть туристом в стране, которая никак не выберется из экономического кризиса, позорно. Турист – поверхностный человек, который убегает от самого себя и никуда не может приехать. Сейчас нужно ориентировать людей не на «успешность», а воспитывать чувство хозяина на своей земле – это и есть идентичность. Конец органической жизни – это и есть геноцид. Не случайно в фильме в песне, которую поёт одна из деревенских женщин, есть слова: «Заросли тропинки, что к родному дому вели». И они, к сожалению, зарастают по всей русской земле. И силами меценатов не восстановить не только церкви (об этом говорит один из героев фильма), но и Россию, которая тоже становится Атлантидой. И нельзя заниматься самоуспокоением, что ночь темна перед рассветом и надеяться на русский «авось». Мы сами должны подготавливать «рассвет» с Божьей помощью. В некоторых высказываниях звучала вера в то, что жизнь может возродиться возле восстановленных храмов, что не только паломничество, но и туризм «всё отрегулирует». Глава поселковой администрации А. Киселёв закрыл дискуссию словами о золотой середине: надо совмещать туризм с развитием сельского хозяйства.
В храме Святых равноапостольных Елены и Константина на территории Александрии была освящена житийная икона Святого мученика Александра Медема, написанная по заказу А. Наумова во Владимире.
Каждый вечер в общежитии проходили просмотры работ студентов, встречи с прибывшими на пленэр гостями или вечера «старожилов» пленэра. На вечере Е.И. Мальцевой был показан фильм, созданный Нижне-Волжской студией документального кино «Город Елены Мальцевой», позволивший прикоснуться к творческой «кухне» художницы и окунуться в поэзию городских улочек Саратова и Хвалынска, сохранённых Еленой Ивановной в натурных этюдах. На вечере В. Морковина можно было познакомиться не только с графическими листами, но и услышать в исполнении автора стихи.
Надо сказать, что в этом августе поэзии было много: она звучала и на фестивале, в которой принимали участие художники и в качестве слушателей, и в качестве авторов (В.Н. Морковин и А.В. Степанов), и на моноспектакле, посвящённом 120-летию со дня рождения С.Есенина, подготовленным проникновенным чтецом Егором Колпаченко – учеником народного артиста Саратовского драматического театра им. Слонова Александра Галко.
На пленэре присутствовала внучка поэта Г. Санникова – Елена Никитична Санникова. Один из вечером был посвящён знакомству с творчеством этого не столь широко известного поэта, как его адресаты А. Белый или С. Есенин, но оставившего след в поэзии на излёте серебряного века.
Один из вечеров был связан с приехавшими на несколько дней в Хвалынск художниками А.С. Новиком из Тюмени и А.Б. Лопато из Екатеринбурга, которые неоднократно принимали участие в пленэрах, организованных иначе: когда приглашающая сторона (в данном случае город) оплачивает проживание художников, но и художники не только делают по окончании пленэра выставку, но и дарят городу по работе. Таким образом, пополняются фонды городских музеев. Оба художника работали на таких условиях в Ханты-Мансийске, Салехарде и собирались ехать в Орск. Так уж исторически сложилось, что с самого начала, с 1988 года, хвалынские пленэры были независимы, они зависели только от самих участников, от их сплочённости, желания, взаимовыручки, а главное – бескорыстия, которое в наше время встречается всё реже. Но, конечно, чужой опыт им был тоже интересен.
Московские художники Н. Крестинина и И. Камянов тоже рассказали о своём пленэрном опыте в Тутаеве и Камышине, а главное – показали свой слайд-фильм «Русский Нил», состоящий из авторских фотографий, живописных и графических работ и небольших авторских комментариев. В процессе просмотра особенно интересным был разбор фотографий И. Камянова, скрытая реальностью конструкция которых наводила на мысли об абстракции.
Август пролетел быстро, закончилась ещё одна хвалынская одиссея совместного проживания и творчества. Спасибо всем! До новой встречи!

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры