Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Е.И. Мальцева "Лазурь и нега осени". В рамках проекта "Выставка одной картины" в художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина

Автор:  Анашкина Елена Эдуардовна

  • Елена Ивановна Мальцева. Лазурь и нега осени. 1995
Дата мероприятия:  01.08.2015  —  17.09.2015
С 1 августа Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина в рамках проекта «Выставка одной картины» представляет работу известной саратовской художницы Елены Ивановны Мальцевой «Лазурь и нега осени» (Холст, масло. 60х65. 1995). Выставка приурочена к юбилею художницы, который будет праздноваться традиционно на августовском пленэре в Хвалынске.
Е.И. Мальцева в одном из интервью, собираясь в очередной раз в Хвалынск, сказала: «Вновь моё сердце радостно сжимается от предчувствия того беспредельного счастья, которое распахнётся мне навстречу». Ведь лейтмотив произведений художницы – любовь к российской глубинке, к мудрости старожилов, к чистоте помыслов, душевному целомудрию.
В этюде «Лазурь и нега осени» Мальцева написала тихий уголок старого русского города. Характерный для архитектуры Хвалынска двухэтажный дом на улице Красноармейской (бывшей Купеческой) с пристроенной деревянной верандой и навесом над входной дверью. Помните, как у Блока: «Старый дом глянет в сердце моё». Это именно такой дом. Две женщины у крыльца – живёт дом своей прежней неспешной жизнью. По сторонам дома тянутся к небу деревья, крона центрального обрезана кромкой холста. Взгляд снизу-вверх создает ощущение монументальности. И снова на память приходят стихи, на этот раз Н.Заболоцкого: «А вверху едва заметно/ Время в воздухе плывёт». Композиция этюда строго следует заданным вертикалям и горизонталям и общему цветовому ритму продуманно наложенных мазков. Дается характерный небольшой наклон вертикалей влево и вправо. Такой приём звучит отголоском рожденной в Хвалынске «сферической перспективы» К.С. Петрова-Водкина и придает композиции динамику и равновесие. Для произведений Е.И. Мальцевой важнейшей составляющей является колорит. По словам художницы, в её работах «очень важна полихромная плоть цвета, организующая пространство холста, где цветовые формы взаимно сосуществуют и друг другу помогают. Из красочного месива формируются как бы драгоценные камни – сверкающие краски, которые благородны по своим созвучиям, когда каждый оттенок цвета призван заряжать зрителя обострённым поэтическим чувством и художественной эмоцией». Через эмоционально-чувственную трактовку пейзажа художница стремится оживить в зрителе чувство красоты, изначально в нём заложенное. Мажорное звучание картины создаёт теплая гамма желтых и красных тонов. В них написаны крыша, наличники, ворота дома, фигуры женщин, а также стволы и кроны тронутых осенним золотом деревьев. Охристая гамма обогащается разнообразными, контрастными тонами синего, светло-фиолетового, появляющимися в стеклах окон, тенях, небе, а также зелеными оттенками фасада дома, травы и отдельных ветвей деревьев. Яркие цветовые пятна гармонично организованы в пространстве холста.
В произведении Е.И. Мальцевой «Лазурь и нега осени», как и во многих других её работах, звучит идея исторической устойчивости народного национального быта, его живописной красоты, противостоящих внешним социальным драмам.
Творчеству Е.И. Мальцевой в целом присуще светлое, радостное восприятие мира. Для Елены Ивановны живопись – источник жизни, божественный дар.
Е. И. Мальцева в 1972 году окончила Саратовское художественное училище.
В 1978 – художественное отделение Всесоюзного Института кинематографии (ВГИК).
В 2006 - Русскую христианскую гуманитарную академию (РХГА) в Санкт-Петербурге. Участница областных, региональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. В её творческой биографии более 15 персональных выставок. Работы Мальцевой находятся в музеях и частных собраниях России, США, Канады, Англии, Германии, Израиля, Ирландии. Творческое кредо художницы: «Поиск образа как синтез окружающей реальности с поэтическим видением». Мальцева смело обобщает, отказываясь от иллюзорной выписанности деталей, но обобщенность эта основана на вдумчивом внимательнейшем изучении натуры. И Хвалынск Елене Ивановне дорог как место, наполненное особой энергией, которую она стремится передать через свои работы зрителю.

Комментарии: 2
0
Гунбина Е.В
Картина "Лазурь и нега осени" художницы Мальцевой Е. И. мне понравилась. Я, как зритель отметила для себя, насколько художница смогла передать радость и свет золотой осени в небольшом городке. Прекрасная работа! И поздравляю художницу с юбилеем. Желаю ей больших творческих успехов и здоровья!
Имя Цитировать 0
0
Иван Человеков
Приходят на ум и такие ассоциации: в картине не просто "наклонены вертикали", а словно поток некой силы (возможно, некоего "водоворота судьбы", времени, истории, жизни) - будто дуновением ветра изменяет реальность, преображает ее (изогнулись стволы деревьев, крашеные железные ворота), - а Дом, как идеал некоего центра мира, вечных патриархальных ценностей - этому потоку неподвластен, его форма остается неизменной. Спасибо Елене Мальцевой за прекрасную картину и Елене Пондиной за замечательную рецензию!
Имя Цитировать 0
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры