«Абрам Малахин. Скульптура. Графика». Скульптура, керамические панно, графические работы из коллекции Владимира Малахина (г. Москва)
26 сентября 17.00
«Школу Матвеева» можно смело назвать одним из незаурядных явлений ХХ века, представляющим не просто круг учеников – особый тип мышления. Школа, где учили не только особенностям скульптурного языка, учили чуткости, самовыражению и трудолюбию, постоянным поискам и изучению традиций от античности до русского классицизма. «Где важнейшим требование было – углубиться в натуру и найти язык для ее выражения». С 1920-х годов, «школа» выпустила сотни профессионалов и десятки заметных скульпторов.
Одним из самых ярких учеников был неутомимый и талантливый Абрам Малахин, в последствии, выдающийся скульптор, продолжатель творческого метода и философской линии учителя – Александра Матвеева.
Абрам Лазаревич Малахин (1901-1970) - советский скульптор, график, педагог.
Родился в Одессе в 1901 году.
В 1915 – 1917 годах брал частные уроки в Петрограде у А.В. Скалона.
В 1917 – 1918 годах учился в Киевской Академии художеств у А.А. Маневича.
С 1921-го по 1924 год получал профессиональное художественное образование в петроградском ВХУТЕМАСе у А.А. Матвеева.
С 1933-го по 1934 учился в аспирантуре ИЖСА.
В 1942 – 1945 работал в Студии военных художников им. М.Б. Грекова.
В 1960 году А.Л. Малахин совместно с Б.Е. Каплянским выполнил рельефы для Пискаревского мемориального кладбища в Ленинграде.
Работы скульптора находятся в собраниях Государственного Русского Музея и Государственной Третьяковской Галереи.
Встреча, определившая творческую судьбу Абрама Малахина произошла в 1921 году, когда он поступил в мастерскую петроградского Вхутемаса в класс Александра Терентьевича Матвеева, моментально восприняв его методику и принципы. Во главе угла была работа с натурой – ее восприятие с погружением в характер, настроение, наблюдение за координацией и категорическое избегание копирования. Матвеев настаивал на глубоком изучении всех видов скульптуры, не разделяя ее по категориям: «малые формы», станковые или «монументальные». Совпала и невероятная трудоспособность учителя и ученика. Неудивительно, что уже по окончании Академии художеств у Малахина началась активная работа в мастерской на Васильевском острове, где он неустанно упражняется в лепке с натуры.
В 1926 году скульптор вступает в объединение «Круг художников» с атмосферой споров и амбиций, горячей и свободной. Работая в станковых формах «круговцы» открывали путь к решению монументальных задач, особенно уделяя внимание построению рельефа. В 1930-е годы появилась реальная возможность эти задачи осуществить, начав долгий путь постижения языка монументальной скульптуры. В эти годы его творчество отмечается целым рядом работ связанных с архитектурой. К сожалению, большинство из них не сохранилось: рельефы для фабрики-кухни Петроградского района в Ленинграде, рельефы для советского павильона на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве, скульптурная группа, установленная в лагере Артек.
Как творческая индивидуальность скульптор сложился уже в 30-е годы. В 1937 году Малахин, в содружестве с архитекторами, работает над экспозицией Советского павильона Парижской выставки. Критики отмечают величественную простоту, свежесть замысла, сильный монументальный язык. Простота и архитектоничность становятся визитной карточкой скульптора. Его произведения от монументальных до станковых, образуют единый стилевой поток, удивительным образом завоевывают пространство, захватывая зрителя силой и ясностью. О его мастерстве в те годы можно судить по фотографиям и словам Александра Матвеева, говорившего: «У Малахина абсолютный вкус!».
В послевоенный период он активно участвует в российских художественных выставках, международных выставках в Брюсселе и Токио, в конкурсах, посвященных И.П. Павлову, М.Е. Салтыкову-Щедрину, П.И. Чайковскому. Малахин оформляет павильоны ВДНХ, высотное здание на Котельнической набережной, кинотеатр «Родина», кинотеатр на ул. Беговой в Москве, Дом Культуры в Варшаве, санатории разных городов. В 1960 году Абрам Малахин, совместно со скульптором Борисом Каплянским работает над рельефами для мемориала, ставшего одним из выдающихся памятников, посвященных Великой Отечественной войне. Рельефы Пискаревского кладбище в Ленинграде («Стоять насмерть», «Призыв», «Скорбь») – памятник бессмертному подвигу людям, защищавших родной город в дни блокады.
Хотя Малахина влекла монументалистка, он создал ряд значительных произведений станковой скульптуры: психологические портреты, керамические рельефы, тематические композиции. Параллельно лепке Малахин непрерывно рисовал, не просто работая над конкретной композицией, он постигал натуру, развивая видение форм и объемов, изучая существование формы в пространстве. Сотни эскизов, где сотни фигур представляют своеобразный рабочий каталог движений и жестов – нелепые и смешные, изящные и утонченные, не приукрашенные, настоящие. Даже отлитые в бронзе они сохраняют естественность и легкость, свободу и точность движения («Стоящая», «С поднятой рукой», «Пьющая. Жажда»). Десятки эскизов стали рисунками на керамических тарелках («Обнаженная на стуле», «Балалаечник», «Женщина в платке», «Грусть»).
Керамика Абрама Малахина – значительное явление в русском искусстве. В 1950-е годы он впервые попадает на Гжельский керамический завод, где его затягивает очень знакомая и желанная атмосфера поисков и экспериментов. Привлекает и новый материал, в работе с которым он соединяет дар колориста и тонкого мастера пластики. Его керамические рельефы это артистизм, все та же легкость и невероятные цветовые решения, иногда получающиеся спонтанно в результате обжига. Малахин говорил, что выверенная композиция выведет цвет. Сотни подмеченных движений при постоянной работе с натурой, внимательное изучение народного творчества, врожденное чувство ансамбля соединяются в восхитительных сюжетных рельефах («Балалаечник на завалинке», «Крестьянки на лавочке», «В саду», «Материнство»).
Последняя работа Абрама Лазаревича Малахина – керамическаская картуш для карты СССР, которая экспонировалась на выставке ЭКСПО в 1970 году в Осаке (Япония). В этом же году жизнь скульптора оборвется.
Малахина, как и его учителя Матвеева, всю жизнь волновал вопрос традиции и передачи знаний новым поколениям. Неудивительно, что невероятно талантливый и успешный скульптор очень спокойно относился к заказам, но с всегда большим удовольствием работал педагогом в домах творчества.
На выставке в Доме Павла Кузнецова, впервые в Саратове, будут представлены керамические панно, бронзовые скульптуры и графические работы Абрама Лазаревича из коллекции его семьи.
