«Абрам Малахин. Скульптура. Графика». Скульптура, керамические панно, графические работы из коллекции Владимира Малахина (г. Москва)

  • «Абрам Малахин. Скульптура. Графика». Скульптура, керамические панно, графические работы  из коллекции Владимира Малахина (г. Москва)
Дата мероприятия:  26.09.2025

26 сентября 17.00

«Школу Матвеева» можно смело назвать одним из незаурядных явлений ХХ века, представляющим не просто круг учеников – особый тип мышления. Школа, где учили не только особенностям скульптурного языка, учили чуткости, самовыражению и трудолюбию, постоянным поискам и изучению традиций от античности до русского классицизма. «Где важнейшим требование было – углубиться в натуру и найти язык для ее выражения». С 1920-х годов, «школа» выпустила сотни профессионалов и десятки заметных скульпторов.

Одним из самых ярких учеников был неутомимый и талантливый Абрам Малахин, в последствии, выдающийся скульптор, продолжатель творческого метода и философской линии учителя – Александра Матвеева.

Абрам Лазаревич Малахин (1901-1970) - советский скульптор, график, педагог.

Родился в Одессе в 1901 году.

В 1915 – 1917 годах брал частные уроки в Петрограде у А.В. Скалона.

В 1917 – 1918 годах учился в Киевской Академии художеств у А.А. Маневича.

С 1921-го по 1924 год получал профессиональное художественное образование в петроградском ВХУТЕМАСе у А.А. Матвеева.

С 1933-го по 1934 учился в аспирантуре ИЖСА.

В 1942 – 1945 работал в Студии военных художников им. М.Б. Грекова.

В 1960 году А.Л. Малахин совместно с Б.Е. Каплянским выполнил рельефы для Пискаревского мемориального кладбища в Ленинграде.

Работы скульптора находятся в собраниях Государственного Русского Музея и Государственной Третьяковской Галереи.

Встреча, определившая творческую судьбу Абрама Малахина произошла в 1921 году, когда он поступил в мастерскую петроградского Вхутемаса в класс Александра Терентьевича Матвеева, моментально восприняв его методику и принципы. Во главе угла была работа с натурой – ее восприятие с погружением в характер, настроение, наблюдение за координацией и категорическое избегание копирования. Матвеев настаивал на глубоком изучении всех видов скульптуры, не разделяя ее по категориям: «малые формы», станковые или «монументальные». Совпала и невероятная трудоспособность учителя и ученика. Неудивительно, что уже по окончании Академии художеств у Малахина началась активная работа в мастерской на Васильевском острове, где он неустанно упражняется в лепке с натуры.

В 1926 году скульптор вступает в объединение «Круг художников» с атмосферой споров и амбиций, горячей и свободной. Работая в станковых формах «круговцы» открывали путь к решению монументальных задач, особенно уделяя внимание построению рельефа. В 1930-е годы появилась реальная возможность эти задачи осуществить, начав долгий путь постижения языка монументальной скульптуры. В эти годы его творчество отмечается целым рядом работ связанных с архитектурой. К сожалению, большинство из них не сохранилось: рельефы для фабрики-кухни Петроградского района в Ленинграде, рельефы для советского павильона на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве, скульптурная группа, установленная в лагере Артек.

Как творческая индивидуальность скульптор сложился уже в 30-е годы. В 1937 году Малахин, в содружестве с архитекторами, работает над экспозицией Советского павильона Парижской выставки. Критики отмечают величественную простоту, свежесть замысла, сильный монументальный язык. Простота и архитектоничность становятся визитной карточкой скульптора. Его произведения от монументальных до станковых, образуют единый стилевой поток, удивительным образом завоевывают пространство, захватывая зрителя силой и ясностью. О его мастерстве в те годы можно судить по фотографиям и словам Александра Матвеева, говорившего: «У Малахина абсолютный вкус!».

В послевоенный период он активно участвует в российских художественных выставках, международных выставках в Брюсселе и Токио, в конкурсах, посвященных И.П. Павлову, М.Е. Салтыкову-Щедрину, П.И. Чайковскому. Малахин оформляет павильоны ВДНХ, высотное здание на Котельнической набережной, кинотеатр «Родина», кинотеатр на ул. Беговой в Москве, Дом Культуры в Варшаве, санатории разных городов. В 1960 году Абрам Малахин, совместно со скульптором Борисом Каплянским работает над рельефами для мемориала, ставшего одним из выдающихся памятников, посвященных Великой Отечественной войне. Рельефы Пискаревского кладбище в Ленинграде («Стоять насмерть», «Призыв», «Скорбь») – памятник бессмертному подвигу людям, защищавших родной город в дни блокады.

Хотя Малахина влекла монументалистка, он создал ряд значительных произведений станковой скульптуры: психологические портреты, керамические рельефы, тематические композиции. Параллельно лепке Малахин непрерывно рисовал, не просто работая над конкретной композицией, он постигал натуру, развивая видение форм и объемов, изучая существование формы в пространстве. Сотни эскизов, где сотни фигур представляют своеобразный рабочий каталог движений и жестов – нелепые и смешные, изящные и утонченные, не приукрашенные, настоящие. Даже отлитые в бронзе они сохраняют естественность и легкость, свободу и точность движения («Стоящая», «С поднятой рукой», «Пьющая. Жажда»). Десятки эскизов стали рисунками на керамических тарелках («Обнаженная на стуле», «Балалаечник», «Женщина в платке», «Грусть»).

Керамика Абрама Малахина – значительное явление в русском искусстве. В 1950-е годы он впервые попадает на Гжельский керамический завод, где его затягивает очень знакомая и желанная атмосфера поисков и экспериментов. Привлекает и новый материал, в работе с которым он соединяет дар колориста и тонкого мастера пластики. Его керамические рельефы это артистизм, все та же легкость и невероятные цветовые решения, иногда получающиеся спонтанно в результате обжига. Малахин говорил, что выверенная композиция выведет цвет. Сотни подмеченных движений при постоянной работе с натурой, внимательное изучение народного творчества, врожденное чувство ансамбля соединяются в восхитительных сюжетных рельефах («Балалаечник на завалинке», «Крестьянки на лавочке», «В саду», «Материнство»).

Последняя работа Абрама Лазаревича Малахина – керамическаская картуш для карты СССР, которая экспонировалась на выставке ЭКСПО в 1970 году в Осаке (Япония). В этом же году жизнь скульптора оборвется.

Малахина, как и его учителя Матвеева, всю жизнь волновал вопрос традиции и передачи знаний новым поколениям. Неудивительно, что невероятно талантливый и успешный скульптор очень спокойно относился к заказам, но с всегда большим удовольствием работал педагогом в домах творчества.

На выставке в Доме Павла Кузнецова, впервые в Саратове, будут представлены керамические панно, бронзовые скульптуры и графические работы Абрама Лазаревича из коллекции его семьи. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений