День музеев. В преддверии праздника

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом


К Международному Дню музея сотрудники художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина подготовили несколько мероприятий. Для воспитанников детского дома №3 организовали встречу с выпускником этого детского дома полковником пограничный войск в отставке В.М. Устиновым на выставке его живописных работ «Дорожные этюды отставного пограничника», экспонирующейся в картинной галерее им. К.С. Петрова-Водкина. Вячеслав Михайлович, рано потеряв родителей, с 1965-1972 год воспитывался в детском доме, он с благодарностью вспоминал воспитателей, связь с которыми сохранял в течение долгого времени, показывал школьные фотографии, рассказывал о забавах детей того времени, а главное – ориентировал сегодняшних воспитанников на профессию «Родине служить», которая для мальчишек-сирот – одна из немногих дорог, выводящих в «края больших размахов и большой жизни». Сам Вячеслав Михайлович ни разу не пожалел о выборе профессии, которая позволила ему много путешествовать по стране (ведь пограничник всегда «на краю» географических пространств Родины), дисциплинировала и внешне, и внутренне, обеспечивала всем необходимым в жизни, что немаловажно для ребят, оставшихся без попечения. Для него Родина в буквальном смысле стала матерью: он ей верой и правдой служил 25 лет, а Родина обеспечивала его всем необходимым.
Вячеслав Михайлович рассказал о своём увлечении рисованием, которое с годами стало не просто хобби, а второй профессией и заполнила свободное время целиком после окончания службы. Ребята могли не только познакомиться с «географией» путешествий художника по этюдам, но спросить об истории возникновения каждого из них, узнать много интересного об обитателях малых рек Сахалина, впадающих в Охотское море, дальневосточной тайги, услышать рассказ о покорении километровых сопок с кедровым стлаником и брусникой. Прослушав рассказ В.М. Устинова, хочется перефразировать крылатые строки В.В. Маяковского из поэмы «Хорошо!»: «Юноше, обдумывающему житье, решающему, делать жизнь с кого, скажу, не задумываясь, делай ее с товарища Устинова».

Ещё одно из музейных мероприятий было посвящено книге-альбому А.Г. Платонова «Пароход в Хвалынске» (Саратов. ООО «СП-Принт»), вышедшей в апреле 2015 года небольшим тиражом в 230 штук и уже ставшей раритетом. Книга-альбом посвящена всем речникам-волжанам и издана в год 200-летия создания первого русского парохода в Санкт-Петербурге. В книгу вошло более 100 фотографий 1910-х годов из коллекции Хвалынского краеведческого музея с изображением пароходов у хвалынских пристаней, выполненных М.А. Радищевым – правнуком А.Н. Радищева. Михаил Алексеевич Радищев был не только коллекционером, но и охотником, фотографом, археологом, этнографом. Его орнитологические, этнографические, археологические коллекции до сих пор являются украшением музейного собрания. Меньше известна его фотографическая деятельность, в которой он тоже оставил след. Его коллекция фотопластинок с изображением пароходов и паровозов долгое время была не востребована. А.Г. Платонов возглавлял краеведческий музей в 2006-2007 годах и тогда обратил внимание на неё. Будучи человеком влюблённым в Волгу, а главное - знатоком судостроительства и судоходства, он решил познакомить волжан с этими сокровищами. В альбоме кроме фотографий пароходов различных купеческих пароходных обществ («По Волге», «Кавказ и Меркурий», «Самолёт», Русь», «Дружина»), есть и более поздние фото из семейного архива автора тех же пароходов, которые, после революции получив новые названия, продолжали бороздить Волгу. Отец Алексея Георгиевича – Герой Советского Союза Георгий Фёдорович Платонов - увлекался фотографией, «заразив» ею и сына. С детских лет Алексей не раз плавал на пароходах с родителями к дедушке в Хвалынск из Маркса, где они тогда жили. Интерес у мальчишки к машине, вращающей колёса, был неподдельным. Будучи старшеклассником, он вдвоём с братом на моторной лодке путешествовал по тому же маршруту. Получив образование инженера-механика, Алексей Георгиевич построил мотобот «Мирный», на котором мечтал доплыть до Белого моря, мечте не суждено было сбыться, но интерес к судостроению не пропал. Алексей Георгиевич на протяжении многих лет был единственным подписчиком в городе и районе на журналы «Катера и яхты», «Судостроение», «Речной транспорт», «Морской флот». И книга-альбом «Пароход в Хвалынске» - это достойный итог накопленных знаний. Альбом состоит из трёх частей: в первой воспроизведены дореволюционные фотографии пароходов М.А. Радищева, во второй части – буксирные пароходы, в третьей – волжские пристани. В конце книги даны технические характеристики пароходов, воспроизведённых на фотографиях, указана их принадлежность к тому или иному пароходному обществу, дана краткая «биографическая справка» об их жизни в советское время.
На презентации книги-альбома речь шла не только о книге: старожилы вспоминали рабочую Волгу, детство, прошедшее на волжских песках, встречи первых пароходов весной, а главное – бурную пристанскую жизнь с оживлённой торговлей копчёной, вяленой и сушёной рыбой, с разным печевом, с топлёным и квашеным молоком в глиняных кринках, с фруктами и овощами, с пароходными гудками, по высоте звука которых хвалынцы, находясь дома, угадывали приход и уход того или иного судна. Если сейчас каждый город пытается искать свой неповторимый «бренд», т.е. своё отличие от других, то раньше превалировало чувство не особости, а общности, того, что связывает. И этой связью была главная «кровеносная» артерия страны – Волга. Об этой связи К.С. Петров-Водкин в автобиографической книге «Хлыновск» пишет так: «В Хлыновске праздник – по всем сердцам Волга разливается; гудит пароходами. В Хлыновске свежие товары, еда новая, вести сверху и снизу: в каких местах и как зиму коротали, велики ли где снега были. Трещит от новостей и обновок каждый домишко». К сожалению, сегодняшняя Волга перестала «снабжать» города, на ней расположенные, не только товарами, но и новостями, редкий туристический теплоход заглянет в Хвалынск летом и снова тишина… И только на старых фотографиях новое поколение может увидеть жизнь реки, её рабочие будни… Но где-то в потаённых уголках души кроется надежда, что «Книга реки» ещё не закончена…

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений