Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Йозеф Крейцингер. Мужской портрет. Выставка одной картины

Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

  • Крейцингер,  Йозеф, 1757, Вена –1829, Вена. "Мужской портрет"
Дата мероприятия:  10.05.2015  —  10.07.2015
Телефон:  (8453) 44 03 75

Крейцингер,  Йозеф, 1757, Вена –1829, Вена. "Мужской портрет". Холст, масло. 42 х 36,5. Произведение искусства из собрания Радищевского музея представлено в рамках проекта «Выставка одной картины».

О мужчине, изображенном на портрете кисти австрийского живописца Йозефа Крейцингера, нам ничего неизвестно. Мы лишь видим, что перед нами – просвещённый европеец, аристократ. Скорее всего, представитель русской знати, так как в российских собраниях хранятся два варианта этого портрета. Повторения, если речь шла не о каких-то знаменитых персонажах или государственных деятелях, заказывались обычно членами семьи, и украшали, как правило, стены родового гнезда. Портрет из Радищевского музея написан на холсте. Он поступил из Государственного музейного фонда в 1932 году, история его прежнего бытования неизвестна. Подобный портрет, но выполненный на картоне, находится в Эрмитаже. Он приобретен у частного лица, и считается парным к женскому портрету кисти Йозефа Крейцингера из того же собрания.

На портретируемом – строгий синий суконный фрак с двумя рядами пуговиц, узкие, обтягивающие кожаные штаны-кюлоты и сапоги с отворотами. Такой строгий, сдержанный, лишенный пышных аксессуаров костюм пришел в Европу из Англии, и первоначально предназначался для верховой езды. Английская мода, связанная с культом простоты, стремлением сблизиться с природой, отвечала веяниям времени, привнесенным Великой французской революцией. Волосы, по новой моде, коротко пострижены, но еще напудрены – мужчины перестают пудрить прическу в конце первого десятилетия XIX века.

Мужчина изображен в парке, на фоне пейзажа, лишенного каких-либо конкретных особенностей места и времени. Он сидит на стуле вполоборота к зрителю, в непринужденной позе, положив ногу на ногу. В правой руке – книга. В парке прохладно – его спину и ноги прикрывает теплый плед. Простоте и естественности костюма и обстановки соответствует и характер персонажа. Умный, спокойный взгляд карих глаз обращен прямо к зрителю, на губах – чуть заметная улыбка.

Сведений о жизни автора портрета – австрийского живописца Йозефа Крейцингера, сохранилось немного. Известно, что с 1768 года он учился в Венской академии художеств. Преимущественно жил в Вене, где занимал должность придворного портретиста, в 1793 году приезжал в Санкт-Петербург. Й. Крейтцингер был одним из самых любимых портретистов венской знати. Его кисти принадлежат портреты многих коронованных особ – императора Франца II, императрицы Каролины Августы и членов императорской семьи, Генриха Любомирского, а также других представителей знати и знаменитых людей своего времени. Большинство этих работ хранятся в музеях Вены и Будапешта. В России его знают, прежде всего, как автора портрета А.В. Суворова, написанного в 1799 году в Вене, когда полководец проезжал через Австрию, направляясь к своим войскам в Италию. Этот портрет, хранящийся в собрании Эрмитажа, был многократно воспроизведен в гравюре. Имя Йозефа Крейцингера носит одна из улиц в юго-западном округе Вены.

Однако широкой публике имя Крейцингера почти незнакомо. Этот художник относится к числу несправедливо забытых – немногие сохранившиеся картины его кисти отличает высокий уровень мастерства. Важной особенностью созданных Крейцингером портретов является психологическая характеристика модели, которая сочетается с высокой живописной техникой. Умение показать индивидуальность персонажа – большая редкость для художников его круга, выполнявших преимущественно заказные портреты официальных лиц.

«Мужской портрет» из собрания Радищевского музея является ярким примером живописного мастерства Крейцингера. Колорит картины организуется гармоническим равновесием теплых и холодных тонов. Интенсивные холодные тона – ярко-голубого фрагмента неба, пледа и фрака уравновешивает и объединяет теплота коричневатых теней, деревянного стула, серого, с желтоватым оттенком, каменного парапета, кожаных деталей обуви и одежды.

Все цвета картины получены сложным оптическим взаимодействием ее технических и живописных слоев. Так, белый грунт просвечивает через следующий подготовительный слой – коричневую полупрозрачную имприматуру, благодаря этому верхние полукроющие слои телесной краски обогащаются теплым внутренним светом. В основном живописном слое – подмалевке, художник использует прием ретуши широкой кистью, а затем, на самых светлых участках, применяет раздельную пуантель – мелкий точечный белильный мазок. Сочетание приемов ретуши и пуантели придает формам лица и рук портретируемого мягкость. Белоснежный, холодноватого оттенка жилет, написанный чистыми белилами, оттеняет теплоту кожи, и концентрирует внимание зрителя на лице персонажа.

Художником создан образ свободной, умной, живущей в гармонии с самим собой и природой, значимой человеческой личности. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры