Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Живописный Кавказ

Автор:  Фёдорова Наталья Васильевна

Дата мероприятия:  10.05.2015  —  10.07.2015
Телефон:  (8453) 44 03 75
Стоимость билета:  50 руб.

«И снеговых обвалов грохот.
И клик орлов, и пенье дев,
И Терека свирепый рев...»

А.С. Пушкин

Впервые представленное на выставке из фондов Радищевского музея редкое французское издание «Живописный Кавказ» знакомит зрителей с самобытной культурой и жизнью кавказского народа середины XIX века. Вошедшие в альбом роскошные виды Азербайджана, Армении, Дагестана, Грузии и Чечни, жанровые и батальные сцены были созданы замечательным русским художником Григорием Гагариным (1810-1893) в период его жизни на Кавказе.

Многогранный талант рисовальщика, акварелиста, декоратора и архитектора Гагарина наиболее ярко проявился в «кавказский период». Начиная с первого путешествия по Кавказу в 1837 году в свите Николая I, титулярный советник Григорий Гагарин скрупулезно зарисовывал в путевом альбоме впечатлявшие его красивые горные пейзажи и яркие типажи местных жителей. В последующие годы молодой аристократ, зачисленный на военную службу, постоянно участвовал в военных походах и научных экспедициях в качестве рисовальщика. Искренне полюбив этот живописный край с богатой историей, древними обычаями и традициями, художник многое сделал для сохранения его национальной культуры. За годы жизни в Тифлисе (1848-1854) он расписал Сионский собор в византийском стиле (которым увлекся во время путешествия по Востоку), реставрировал старинные фрески в заброшенных армянских и грузинских храмах и монастырях, подготовил проект нового театра. Изображения старинных памятников архитектуры дополнили коллекцию видовых и жанровых рисунков, составивших основу роскошных иллюстрированных изданий.

Альбом «Живописный Кавказ» содержит иллюстрации с рисунков и акварелей Гагарина, исполненные в модной в то время технике литографии талантливыми французскими мастерами, такими как Эжен Сисери (1813-1890), Адольф Жан-Батист Байо (1810-?), Эжен Леру (1807-1863), Жан-Жозеф Бонавантюр Лоран (1801-1890). Литографии и хромолитографии печатались при непосредственном участии автора рисунков небольшими сериями в течение десяти лет (1847-1857) в литографической мастерской Жана-Мари Лемерсье, известной своими новыми технологиями. Из 48 задуманных, вышло в свет 20 выпусков по 4 литографии в каждом.

Вступительную статью и комментарии к иллюстрациям подготовил граф Эрнест Штакельберг (1814-1870), российский генерал-адъютант, соратник Гагарина в период службы на Кавказе. На основании научных данных и собственных впечатлений автор представил краткую характеристику географического положения, экономического состояния края, описал обычаи, нравы, религии горцев. Страницы текста на французском языке со вкусом оформлены в гравированные на дереве рамки, украшены сюжетными заставками и орнаментальными концовками.

Литографированный альбом «Живописный Кавказ», выпущенный в парижской типографии братьев Плон, был издан на средства князя Гагарина в количестве 300 экземпляров. Среди узкого круга подписчиков на него за границей и в России были коллекционеры, государственные деятели. На 50 экземпляров подписался и российский император Николай I, которому художник посвятил свое издание.

Представленный на выставке экземпляр издания до своего поступления в Радищевский музей в 1921 году из Саратовской Музейной секции Губернского отдела народного образования принадлежал сначала московскому книголюбу Н.И. Носову (1847-1898), затем – ценителю редких книг балаковскому купцу П.М. Мальцеву (1852-1919).

Замечательные графические работы, исполненные в жанре живописных путешествий, позволяют представить Кавказ таким, каким его увидели и запечатлели в своих произведениях А.С. Пушкин (1799-1837), М.Ю. Лермонтов (1814-1841), А.И. Полежаев (1804-1838), А.А. Бестужев-Марлинский (1797-1837) и другие русские писатели, современники художника. Графические произведения Г.Г. Гагарина созвучны лирике поэтов, воспевших этот «пышный край земли».

Пушкинские строки с красочными эпитетами и метафорами: «мчится Арагва в тенистых брегах…», «Терек играет в свирепом веселье» или «Мгновенный переход от грозного Кавказа и миловидной Грузии восхитителен» могут служить комментариями к многочисленным пейзажам, вошедшим в альбом «Живописный Кавказ».

В рисунке «Базарная площадь в Тифлисе» также отражены впечатления Пушкина, описавшего старый Тифлис: «…по узким и кривым улицам бежали ослы с перекидными корзинами; арбы, запряженные волами, перегораживали дорогу…» («Путешествие в Арзрум во время похода 1829 г.»).

В военно-бытовой сцене «Переход через Сулак в Ахатли», рассказывающей о Чиркеевском походе, участником которого был Гагарин, частично использована композиция совместного с Лермонтовым рисунка «Битва при Валерике». Рисунок рождает в памяти философские строки поэта из его стихотворения «Валерик».

Женские образы, созданные Гагариным в рисунках и акварелях, напоминают многих персонажей литературных произведений великих писателей, так, например, рисунок «Шемаханская баядерка из Ширвана» ассоциируется с шемаханской царицей из пушкинской «Сказки о золотом петушке».

Вошедшие в альбом жанровые сцены: танцы изящных грузинок на плоских крышах домов или азербайджанских баядерок, работы виноградарей в Кахетии, многолюдные базары знакомят с национальной культурой и традициями кавказских народов; эпизоды кавказской войны, виды городов со старинными названиями: Тифлис, Эривань, Ширван – едва ли не единственные изображения ушедшей эпохи. Все эти зрелищные картины, представляющие собой своеобразную историческую хронику, стали ценным и достоверным свидетельством жизни Кавказа середины XIX века. Великолепно исполненные талантливыми французскими мастерами литографии и хромолитографии с рисунков Григория Гагарина до настоящего времени привлекают внимание многих исследователей искусства и коллекционеров. В этом ценность альбома «Живописный Кавказ», этой библиографической редкости, до сих пор не утратившей своего художественного и историко-документального значения.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры