«Командировка в 1945-й» Александра Дьякова

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

Дата мероприятия:  17.04.2015  —  31.05.2015
Стоимость билета:  10 руб.

«Командировка в 1945-й» - так называется выставка известного карикатуриста Александр Дьякова, нашего земляка, которая начнёт работу 17 апреля в картинной галерее им. К.С. Петрова-Водкина к 70-летию Великой Победы. Это уже вторая «командировка» Александра, первая состоялась по его же инициативе пять лет назад, в 2010 году, и посвящалась 65-летию Победы. Выставка по итогам той командировки экспонировалась в правительстве области, в областном госпитале ветеранов войны и, конечно, в родном Хвалынске. И вот новый «поход» в 1945-й, верится, что не последний. На выставке представлены работы, выполненные в стиле фронтового плаката «Окон ТАСС» времён войны, только с использованием новых, более долговечных материалов – ДВП, акриловых красок. Приходится удивляться неиссякаемости тем, которые «находит» Александр, в, казалось бы, такой «не смешной» теме, как война. Сюжеты его карикатур, представленных на выставке, как будто взяты из солдатского фольклора с остроумными фразами. Художник говорит: «Мои карикатуры – это прежде всего демонстрация хорошего отношения к людям с их недостатками и слабостями. Даже в военной теме, где есть деление на «наших» и «не наших», я не вывожу врагов в оскорбительном виде. Мы же, изучая историю, знаем, что это были сильные, жестокие, бескомпромиссные силы, и победили мы серьёзных противников. Но мы можем смеяться, иронизировать над повергнутым врагом с позиций сильного и благородного победителя».

Чтобы вернуться к той едкой, разящей врага карикатуре, Александру предстояло окунуться в далёкие годы, просмотреть много исторического материала, хроники военных лет, чтобы почувствовать «злобу дня». Большой опыт карикатуриста, долгое время связанного с газетой, где нужна была быстрая реакция на какой-либо негатив, пригодился Александру. Художник, занимающийся карикатурой, должен иметь глаз, умеющий подмечать скрытый порок, ироничный ум, склонный к гротеску, владеть живым словом, чтобы потом всё это выразить острым карандашом на бумаге. Александр этими качествами владеет в совершенстве, в плакатах Дьяков использует все наработанные годами сатирические средства – гротеск, гипербола, пародирование, насмешка, уничижительное сравнение, позволяющие выявить истинную суть врага, развенчать его вероломную сущность, сорвать маску с антигероя.

Известно, что «Окна ТАСС» были организованы на второй день войны. Мастерская располагалась в центре Москвы — на улице Кузнецкий мост. Именно сюда, считая себя «мобилизованными и призванными», пришли советские поэты (Бедный, Маршак, Лебедев-Кумач, Кирсанов) и художники (Ефимов, Кукрыниксы, Горяев, Черемных), чтобы работать над созданием плакатов. Не имея полиграфических мощностей, авторский коллектив умудрялся вручную через трафарет делать тираж в сотню экземпляров. Плакаты «Окон ТАСС» знала вся страна; толпы москвичей собирались у витрин, ожидая нового выпуска. Размноженные в уменьшенном формате, они доставлялись на фронт. Самолеты в виде листовок разбрасывали их над оккупированным городами и селами, внушая людям веру в нашу победу.

Немногие художники в «Окнах ТАСС», могли, как, например, большой мастер политической карикатуры Борис Ефимов или Кукрыниксы, соединить все эти качества в своей работе, не иллюстрировать то, что рождалось в головах поэтов военной поры, а самим придумывать сюжет, слоганы карикатур. Александр Дьяков идёт вслед за этими мастерами, продолжая традицию политической карикатуры, оттачивая свой собственный почерк, который начинает легко узнаваться зрителями.

Свои новые карикатуры Александр Дьяков хочет показать в майские дни в парке Победы на Соколовой горе, где и завершится его «командировка» в победный 1945-й.

Сам Александр считает эту работу своим «вкладом в Победу».

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений