Л.Б. Януш. «В межпланетном полёте». Проект «Выставка одной картины» к 52-ой годовщине первого полёта человека в космос

  • Л. Б. Януш "В межпланетном полёте"

В апреле посетители Хвалынского художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина (филиала СГХМ им. А.Н. Радищева) могут познакомиться с картиной Л.Б. Януша (1897-1978) «В межпланетном полёте» (1959 г., холст, масло), экспонирующейся в рамках проекта «Выставка одной картины» к 52-ой годовщине первого полёта человека в космос. 

12 апреля – День космонавтики, в этот же день отмечается Всемирный день авиации и космонавтики, в 2011 году праздник провозглашён Международным Днём полёта человека в космос. Но для российского народа это особый национальный праздник. Каждого сознательного гражданина нашей страны переполняет чувство гордости за великую державу, ставшую лидером в освоении космоса, за выдающиеся достижения соотечественников, распахнувших «ворота» в космическое пространство. Первый искусственный спутник Земли, первые снимки обратной стороны Луны, первый космонавт, первый выход человека в открытый космос, первые групповые полеты и полет первой женщины-космонавта... Эти этапы новой, космической эры – свидетельство высокого интеллектуального потенциала и мощи человеческого духа лучших представителей нашего Отечества. Успехи в освоении космоса нашли отражение в искусстве - декоративно-прикладном, изобразительном, кинематографе, литературе, музыке… Эта тема стала очень популярной, особенно в 1960-е. Знаменательные достижения отечественной космонавтики побудили художников к рождению новых образов, пронизанных верой в силу и возможности человека – творца, созидателя, победителя. Каждому факту истории покорения космического пространства посвящены многочисленные произведения искусства. 

В 1959 году, 7 октября, состоялся триумф – автоматическая станция «Луна-3» совершила облёт Луны и впервые сфотографировала обратную сторону небесного тела, невидимую с Земли. Учёные получили чёрно-белые изображения - уникальный научный материал. Оказалось, наш естественный спутник геологически ассиметричен: на стороне, видимой земному наблюдателю, имеются и светлые материковые, и темные «морские» участки», а на обратной – сплошной материк, преобладают горные районы и кратеры. Это стало крупнейшим открытием первых этапов космического исследования Луны. 

Вскоре, как отклик на это событие, появилось полотно «В межпланетном полёте». Леонид Борисович Януш средствами живописи интерпретировал новую информацию о спутнике Земли в доступной для понимания зрителя форме. 

На картине панорамный лунный пейзаж. Огромное пространство занимают характерные для невидимой стороны образования – кратеры различного диаметра и горные хребты. «Говоря» о близком соседстве Земли, художник на 1/3 погружает его в тень от нашей планеты (на обороте холста авторская надпись «Тень от Земного шара» как второе название картины). Красноватый край тени контрастирует с общим холодным колоритом пейзажа, но художник дает ему ритмическую «поддержку» в виде звёзд такого же тона. Большая часть ландшафта залита солнечным светом, все неровности отбрасывают тени, выразительно выявляющие формы рельефа. Кроме Луны в картине есть ещё один «персонаж» - летательный аппарат, несущийся на иссиня–чёрном фоне межгалактического пространства с разноцветной россыпью звёзд. Художник указывает на присутствие человеческого деяния во внеземном пространстве. Отводя ему второстепенную роль, изображает его обобщённо, в виде светлого пятна. Большой формат картины, прекрасное композиционное и колористическое решение работают на создание величественного образа, имеющего сильное эмоциональное воздействие на зрителя. 

Вдохновение к художнику пришло от реального исторического события, но написана картина всё же не с «натуры» и назвать пейзаж достоверным невозможно. Мы можем заметить неточность в картине: в реальности формы лунного рельефа более сглаженные, но об этом земляне узнали позже, когда были сделаны панорамные снимки Луны с её поверхности, а не «анфас», с большого расстояния. Автоматическая станция «Луна-3» - первый «фотограф» - «размещалась так, что Луна перед ней и Солнце позади неё находились примерно на одной прямой», т.е. относительно станции Луна находилась в фазе полнолуния. Известно, что при таких условиях пропадает впечатление объемности отдельных деталей рельефа, так как нет теней. Но целью первого фотографирования было выявить общее строение поверхности Луны - различия между светлыми и темными областями, и этот процесс был проведён успешно. 

Также расширяет представление о формах рельефа нашей «соседки» впечатление Н. Армстронга, первого человека, побывавшего на Луне. Он описал увиденное так: «Склоны больших кратеров создавали впечатление, что вдали множество пологих холмов». А журналист Б. Коновалов следующим образом характеризовал изображения, передававшиеся "Луноходом-2" во время его похода в горный массив Тавр: "То и дело возникают мягкие очертания ближних холмов и дальних гор, похожие на какие-то горбы неведомых чудищ, зарывшихся в лунный грунт. Чем-то это напоминает окрестности Кисловодска, сглаженные вершины предгорий Северного Кавказа…». 

Многие художники, обращавшиеся к этой теме и в начале 1960-х годов, изображали ещё острые зубцы скал на воображаемых пейзажах нашей спутницы. 

Безусловно, созданный Л.Б. Янушем «портрет» Луны впечатляет, хотя главной задачей автора было приоткрыть зрителю тайну освоения космоса и вполне допустимо эмоционально-образное обобщение художника, да и в названии «В межпланетном полёте» нет имени главной «героини» картины. Это полотно, конечно, сыграло важную роль в пропаганде космических достижений нашей страны.

Леонид Борисович Януш был очень талантливым, многогранно одарённым человеком. 

Он прославился как художник, педагог, специалист в области паровозостроения. В юности мечтал поступить в Академию художеств, но обстоятельства заставили выбрать другой путь. Окончил Ленинградский технологический институт (1927), затем преподавал в нём курс теории и конструкции паровозов. В 1940-1950-е годы преподавал на кафедре начертательной геометрии Военно-транспортной академии – Военной академии тыла и транспорта. Им было написано несколько книг под общим названием «Конструкции паровозов железных дорог», по которым обучалось несколько поколений инженеров. В 1950 вышла его книга «Русские паровозы за 50 лет». Кандидат технических наук (1942). Изобретатель новой конструкции парораспределительного механизма для паровозов. 

Искусство пленило Леонида Борисовича с детства, первые уроки живописи он получил у деда, генерал-майора Леонида Ивановича Януша, преподавателя Пажеского корпуса. Сильное влияние на его творчество оказали художники Н.П. Химона и А.А. Рылов (оба ученики А.Куинджи). Н.П. Химона преподавал в школе Общества поощрения искусств, где в 1910-е годы учился Януш, а в мастерской Рылова он занимался в 1920-е, будучи уже преподавателем технических дисциплин. 

Леонид Борисович прославился как мастер реалистического направления искусства. На протяжении 1940-1970-х годов он регулярно участвовал в выставках Ленинградской организации Союза художников. В его художественном наследии блестящие виды интерьеров дворцов-музеев и архитектурных ансамблей Пушкина, Павловска, Гатчины, портреты, ряд картин на железнодорожные темы. Но большая часть его работ посвящена родной природе, которую он очень любил. Среди многочисленных земных пейзажей, написанных в лучших традициях русской пейзажной живописи, есть и космический. 

Картина «В межпланетном полёте» поступила в музей в 1961 году из Госфонда, до конца 1980-х находилась в экспозиции. На короткое время сейчас она покинула фондохранилище, чтобы современному зрителю позволить окунуться в начало славной эпохи покорения внеземного пространства, помочь задуматься о бесконечности мира... 

А.В. Перегородова 

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник обязательна. Источник информации: Сайт "Новости Радищевского музея"


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений