Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Мастера ХХ века. Павел Басманов. Художник и коллекционер

Автор:  Белонович Элеонора Николаевна - заведующий отделом музеефикации
Похазникова Ирина Сергеевна

  • Мастера ХХ века. Павел Басманов. Художник и коллекционер
Дата мероприятия:  21.11.2014  —  15.02.2015
Открытие:  21 ноября в 15.00
Телефон:  22-27-52
Стоимость билета:  от 50 руб. до 100 руб.

21 ноября 2014 года в 15.00 в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова (филиал Радищевского музея) состоится открытие выставки «Павел Басманов. Художник и коллекционер». Музей впервые представляет уникальную коллекцию графики 1930-х–1940-х годов из собрания Радищевского музея.

Творчество Павла Ивановича Басманова (1906-1993) – значительного и загадочного мастера ХХ века – почитаемо и любимо художниками, искусствоведами, знатоками искусства. Однако среди широкой публики его произведения популярны в меньшей степени. При жизни Басманова его единственная персональная выставка состоялась в 1983 году в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Но во многом эта малая известность вытекала из жизненной позиции автора, занятой им исходя из реалий и обстоятельств эпохи.

Павел Басманов родился 3 (16) января 1906 года в селе Баталово Барнаульского округа Томской губернии в зажиточной крестьянской семье. С 1917 года, после окончания сельской приходской школы, учился в Барнаульской классической гимназии. В 1918 году поступил в Алтайские губернские художественные мастерские, где его учителями были А.О. Никулин, М.И. Курзин, Е.Л. Коровай. В 1922 году Басманов уезжает в Петроград и поступает в Художественно-промышленный техникум, занимается графической иллюстрацией, изучает искусство плаката, знакомится с П.А. Мансуровым, с творчеством К. Малевича, М. Матюшина.

В 1928 году, спустя год после окончания техникума, художник женился на Наталии Георгиевне Ланг, ставшей впоследствии известным иллюстратором детской книги. В этот период он много рисует пером, тушью, чернилами, посещает выставки современных направлений искусства. Эпоха 1920-х становится для Басманова временем самообразования: он изучает искусство проторенессанса, творчество Сезанна, формальные направления; знакомится с Н.А. Тырсой, Н.Ф. Лапшиным, Н.О. Коган, В.М. Ермолаевой, В.В. Стерлиговым. К середине 1930-х годов Павел Басманов уже проявил себя как неординарный и талантливый мастер книжной иллюстрации, но её рамки оказались тесными для его художественной натуры. Так появляются его особые акварельные работы, рождаются лейтмотивы и ключевые темы творчества. В акварелях Басманова – впечатления детства и юности: барнаульская деревня, величественные пейзажи алтайской степи. Но, как и в «Степной сюите» Павла Кузнецова, их сюжеты лишены бытовой конкретики, подчёркнуто духовны, ориентированы на идеалы русской иконописи. Человек в акварелях Басманова, по мнению многих исследователей, становится той вертикалью, что соединяет небо и землю. Наиболее известны камерные серии его акварельных работ «Сибирь» и «Прогулки» (1930-1940-е).

27 декабря 1934 года П.И. Басманова арестовали по делу «группы пластического реализма», в которую входили В.М. Ермолаева и В.В. Стерлигов. Три месяца он находился под следствием, был освобожден 1 апреля 1935 года. Работа и творчество продолжались. В 1940 году в Малом зале Ленинградского отделения Союза советских художников состоялся принятый в то время «самоотчет»: выставка акварелей Басманова и заседание графической секции ЛОССХа, посвященное обсуждению выставки. Приведём небольшой отрывок стенограммы заседания: «Басманову был задан прямой вопрос: "Малевич влиял на вас, как художник, или нет?" На что Басманов ответил: "Я хотел бы, чтобы он влиял на меня. Но это не совсем так. Я не занимался у него никогда. Я сталкивался только с его учениками, но и они не всё знали. Я пытаюсь не упустить случая учиться, где только можно"». Этот эпизод прекрасно характеризует жизненную позицию художника: его скромность и смелость. В те годы признать влияние К. Малевича на собственное творчество было отнюдь не безопасно.

«В 1941 году П.И. Басманов идет на войну добровольцем, рисует карандашом в маленьких блокнотах, обращаясь к воспоминаниям деревенского детства. В декабре 1941 года в тяжелом состоянии (дистрофия) попадает в госпиталь, там, на грани жизни и смерти, делает десятки небольших акварелей, часто на листках из школьных тетрадей, также по мотивам деревенских воспоминаний. После госпиталя отправлен на Ленинградский фронт. Награжден орденом Красной звезды. Дошел до Берлина. В сентябре 1945 года Басманов демобилизован по болезни, приезжает к семье в Ленинград», – пишет дочь художника М.П. Басманова, в одном из каталогов, посвященных его творчеству.

С 1946 года Павел Иванович постепенно возвращается к систематической работе – и к книжной иллюстрации, и к акварельным циклам. Оставаясь верным собственной художественной системе, пластическим категориям живописи, в «деревенских» сериях 1950-х–1960-х годов (так называемые «Разговоры») Басманов приходит к большей конкретике изображаемого, разнообразию эмоциональных полутонов, психологической окраске. Все эти нюансы получают развитие и в позднейших его работах.

Эпоха 1970-х–1980-х годов – время, когда многие искусствоведы, художники настойчиво искали новые пути в творчестве, обретении духовности в искусстве. Творческие командировки во многом способствовали профессиональному и личностному общению. Эти процессы происходили и в саратовской творческой среде, и знакомство молодых В. Мошникова, П. Маскаева, с П.И. Басмановым оказалось отнюдь не случайным. Значимые встречи с мастером обозначили те векторы, по которым в дальнейшем стало развиваться творчество целой группы саратовских художников.

Персональная выставка 1983 года стала для Павла Ивановича Басманова значимым событием, к ней он готовился много лет. Именно после этой выставки произведения художника покупают в свои коллекции не только ГМИИ имени А.С. Пушкина, но и Третьяковская галерея и художественные музеи Тюмени, Тулы, Ярославля, Барнаула.

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева работы П.И. Басманова приобрел в 1984-1987 годах при деятельном участии искусствоведа, главного хранителя музея, А.Т. Симоновой.

Следующие два десятилетия стали временем последовательного предъявления наследия художника зрителям на выставках, в изданиях альбомов и каталогов его произведений.

И вот в 2014 году в усадьбе Борисова-Мусатова впервые в полном объёме будет экспонироваться графика Павла Басманова из собрания Радищевского музея. Зритель сможет познакомиться с акварелями из серии «Прогулки», «Разговоры». Отдельный зал займут рисунки, выполненные карандашом на листах блокнота во время Великой Отечественной войны.

Павел Иванович много лет коллекционировал произведения ленинградских художников, своих современников, осознавая всю важность сохранения лучших образцов отечественной графики. В Радищевский музей из коллекции П. Басманова поступили произведения А. Рылова, А. Лентулова, Г. Верейского, В. Конашевича, Н. Тырсы, Е. Кругликовой. На выставке зрителям будут представлены и эти удивительные работы.



Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры