Выставка «Старинный образ медный»

Автор:  Перегородова Алла Вячеславовна

Дата мероприятия:  21.10.2014  —  15.02.2015

21 октября 2014 года в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина (филиале СГХМ им. А.Н. Радищева) по благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина к празднованию 100-летия Крестовоздвиженского храма Хвалынска открылась выставка «Старинный образ медный». Экспозиция выставки знакомит зрителя с памятниками культовой металлопластики из частного собрания, созданными русскими мастерами с ХII по ХIХ века.

Металлические рельефы малых форм (кресты, иконы, складни) – интереснейшее явление художественной культуры, имеющее глубокие национальные корни, составляющее ветвь того же сакрального искусства, которое наиболее широко представлено иконописью. Иконописные образцы часто воспроизводились в литье с точностью и достоверностью в соответствии с выразительными средствами пластического искусства.

Меднолитые изделия составляли самую многочисленную группу среди предметов религиозного культа со времён крещения Руси, что объясняется простотой технологии, сравнительной дешевизной материала, широким спросом населении. Наибольшее распространение они имели в домашнем обиходе или в странствиях, т.е. являлись предметами личного благочестия. Выполняли функцию оберега, символическим смыслом наделялся и сам материал, из которого они изготавливались. Медь, по народному поверью, обладала «магическими» защитными свойствами, подобно тому, как библейский медный змий, поставленный по велению господа в пустыне пророком Моисеем, спас израильский народ от гибели, так медные кресты и образки «охраняли» верующего во Христа от всяких бед. Медь использовалась в сплавах - с оловом (бронза) и цинком (латунь). Сакральную нагрузку принял на себя и цвет святынь – «золотой», ту же, что несли золотые фоны и нимбы живописных икон - символ божественности.

Большая заслуга в развитии лучших традиций меднолитой пластики принадлежит старообрядцам. После раскола русской православной Церкви противники реформ патриарха Никона вынуждены были спасаться от преследования властей, и меднолитые образа ввиду малого размера и прочности, а также как «прошедшие очищение огнём» получили в их среде особую востребованность.

После правительственного запрета производства, продажи и бытования медных икон и крестов (кроме тельных) в 18 веке «лиятельное иже из меди» дело было монополизировано старообрядцами и достигло необычайной высоты художественного воплощения. Крупнейшим центром по производству медного культового литья на протяжении ХVIII и первой половины ХIХ в. было Поморье (Выговский монастырь, в первую очередь), а в середине ХIХ века эту позицию заняла община Преображенского кладбища в Москве. Наряду с этими общепризнанными центрами существовало и полукустарное производство меднолитых изделий, но именно поморское, выговское литьё оказало большое влияние на развитие литейного производства в центрах других старообрядческих толков и согласий.

Благодаря деятельности ревнителей древнего благочестия литьё из металла предметов религиозного назначения приобрело совершенно невероятные по многообразию и объёму выпуска формы.

В XIX веке бытование старообрядческого культового медного литья устанавливается не только у приверженцев старой веры, но и сторонников господствующей Церкви, что способствовало процветанию промысла. В донесениях правительству в 1846 году указывалось, что «употребление сих икон и крестов, как известно, есть повсеместное по всей России, оно укоренилось с давнего времени между простым народом, не исключая и лиц православного исповедания, так что иконы сии имеются почти во всех избах и других жилищах и вывешиваются в селениях над воротами домов, на судах и проч. Сверх того, сими иконами крестьяне благословляют детей своих, отлучающихся в дальние дороги или поступающих в рекруты, и образа сии остаются потом у них на целую жизнь…»

Старообрядческие меднолитые кресты и иконы обычно имели размер от 4 до 30 см и, в основном, были выполнены из ярко-желтого медного сплава, оборотная сторона иконок и складней часто обработана напильником, а фон лицевой стороны заполнен синей, желтой, белой и зеленой эмалью. Кроме характерных для старообрядческих предметов искусства признаков (двоеперстие, титло, надписи и т.д.), на них широко был распространен растительный и геометрический орнамент. Декоративное оформление литой иконы создаёт впечатление драгоценного оклада иконы живописной. Но, как отмечают исследователи, «нарядность, создаваемая обилием полихромной эмалевой гаммы, орнаментальным рельефом с изображением растительных мотивов, цветов и птиц, настраивала на радостное миро- и богоощущение, не затмевая главного – сакрального содержания медной иконы».

Памятники старообрядческой культуры составляют большую часть экспозиции выставки. Тематически выставка представлена сюжетами с изображением Георгия Победоносеца, Дмитрия Солунского, Священномученика Антипы, Святых Бориса и Глеба, Трёх святителей, Троицы. В нескольких вариантах экспонируется «Никола Чудотворец», один из них – большеформатная «семивершковая» икона. Демонстрируются различные иконографические типы Иисуса Христа и Богородицы, группой предметов представлены двух-, трёх-, четырёхстворчатые складни, имевшие огромную популярность в народе. Многочисленны кресты, наперсный, киотные и кресты-энколпионы, самые древние из них изготовлены в ХII веке.

Прекрасно сохранившиеся до наших дней святыни предков демонстрируют умелое мастерство литейщиков и эмальеров, по сути – художников, которые интерпретировали «высокое» искусство в малой форме и, конечно же, выполняют вероучительную функцию, раскрывая учение Святой церкви. Они составляют неотъемлемую часть духовного и культурного наследия России.

Открытие выставки стало не только знакомством с экспонатами, оно превратилось, благодаря участию в мероприятии протоиерея Михаила Воробьёва, настоятеля Крестовоздвиженского храма на территории Вольского филиала Военной Академии Тыла и Транспорта, в познавательный экскурс в историю нашего Отечества. Отец Михаил рассказал о старообрядческих монастырях на Иргизе и Черемшане и об особенностях медного литья.

Выставка продлится до 15 февраля 2015 года.

Комментарии: 1
0
Алексей Терехин
Старообрябцы, владели секретом изготовления медного литья и украшением его эмалью! В Черемшанскому монастырю принадлежала лучшая мастерская в России  по производству литых икон! Мастерская находилась в селе Ивановка,рядом с Хвалынском!
Имя Цитировать 0
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений