Выставка графики Г.С. Верейского (1886-1962) и В.Ф. Мощенко (1908-1983) из коллекции музея

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

  • Выставка графики Г.С. Верейского (1886-1962) и В.Ф. Мощенко (1908-1983) из коллекции музея
Дата мероприятия:  15.01.2023  —  28.02.2023
Телефон:  (84595) 2-10-94

В Художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина в настоящее время экспонируется выставка графики Г.С. Верейского и В.Ф. Мощенко из коллекции музея. Концепция выставки: познакомить зрителя с широким диапазоном выразительных средств и техник графики, а также представить часть коллекции этого вида искусства в собрании музея. Для экспонирования выбраны рисунки и литографии их разных серий народного художника РСФСР Г.С. Верейского (1886-1962), подаренные в музей его вдовой и офорты и акварели саратовского художника-графика, члена Союза художников СССР В.Ф. Мощенко (1908-1983). Оба художника работали в технике эстампа, сочетали глубокие знания традиционной технологии – литографии (Г.С. Верейский) и, редкого сегодня, классического офорта на меди (В.Ф. Мощенко). На выставке будет представлено два основных графических жанра – портрет и пейзаж.

Портрет был основным жанром в творчестве Верейского. На выставке представлены портреты 1939-1941 годов, выполненные в технике литографии, в которых несколькими скупыми штрихами художнику удавалось передать не только большое внешнее сходство с натурой, но и психологию портретируемого, его характер. Он был портретистом особого склада, его портреты отличались точностью характеристики модели. Создать портрет человека он мог только тогда, когда узнавал портретируемого, сближался с ним, проникался к нему симпатией и уважением. Часто на его портретах люди искусства, которых он хорошо знал – художники: Б.М. Кустодиев, А.П. Остроумова-Лебедева, которые была его педагогами. Особенно хочется выделить портрет писателя М.М. Пришвина, написанный в 1948 году, который и по сей день украшает многие издания произведений писателя. Примечательно, что Михаил Михайлович называл эту работу художника лучшим своим изображением, а самого автора – «вдумчивым человеком»: «Портрет Верейского даёт меня в рисунке без моего, привлекающего художников «цвета лица». Но он даёт единство моего образа, то, что называется душой. И это единственное изображение меня, — писал с иронией Пришвин, – на которое не противно смотреть, в том числе изображение в зеркале». Верейский 12 лет был хранителем отдела гравюры в Эрмитаже, где и был выполнен один из лучших экспонатов выставки – портрет директора Государственного Эрмитажа П. А. Орбели, где с необычайной психологической силой Верейский создаёт образ сильного духом ученого. Изучение индивидуальных привычек и особенностей характера помогало художнику создавать жизненно убедительные образы. Но, несмотря на всё индивидуальное своеобразие этих людей, портреты содержат в себе всегда нечто общее, типичное. В большинстве этих портретов характеры людей обнаруживаются в выражении лиц, в позах, жестах, внутренней сосредоточенности. Художник почти совсем не прибегает к внешним атрибутам, показу обстановки, поясняющих деталей и достигает глубины образа средствами психологической характеристики. Часто Верейский показывал деятелям культуры, которых он портретировал, изображение на литографском камне, и, если портретируемый «узнавал» себя и был доволен изображением, художник просил «подтвердить» своё «согласие» авторской подписью на камне рядом со своей. Такой автограф есть и на оттиске с изображением К.С. Петрова-Водкина 1926 года. Верейский хорошо знал художника, они оба были членами объединения «Мир искусства», а в 1920-е годы были коллегами по ВХУТЕМАСу и по объединению «Четыре искусства».

Саратовский график Василий Фёдорович Мощенко довольно успешно занимался классическим офортом, экслибрисами, много ездил по стране и создавал акварельные серии тех мест, в которых ему довелось побывать. Поэтому этот художник представлен в основном пейзажным жанром в технике офорта и акварели, которой он очень хорошо владел. Надо отметить, что рисунок Василия Фёдоровича отличался твёрдостью – качество необходимое при работе иглой по металлу. Офорт требует больше рассудительности и взвешенности от художника, чем живопись. Надо сначала хорошо подумать, чтобы просто не испортить кусок металла, с которого делается оттиск. Мощенко исполнил ряд превосходных графических пейзажей с изображением старых улочек, волжских островов, закоулков и двориков своего родного Саратова. Тонкие переплетения линий и штрихов гипнотизируют и погружают в особый мир. Филигранные листы, выполненные его рукой, отличаются тонкостью восприятия натуры и поразительной художественной достоверностью. Тематика работ Василия Фёдоровича проста. Он показывает всем знакомое: старые дубы, деревня Хоботки, озеро, поля и дороги, лужи и овраги, привычные городские и загородные пейзажи. Но простота сюжетов в сочетании со сложнейшей техникой, незамысловатость видов вместе с глубокой любовью автора к родной природе и к самой жизни дают удивительный, завораживающий эффект.

Саратовская тема очень долго была основной в его творчестве, но с годами улицы и парки в сердце художника понемногу вытеснились другими образами. В 1970-е году Мощенко побывал на озере Байкал, на реке Селенга, на озере Котокель, на Урале и эти впечатления вылились в серию акварелей. Эта техника как никакая другая подходила для изображения влажного таёжного утра или окутанного туманом озера с нависающими над ним облаками. В акварелях Василия Фёдоровича соседствуют прозрачность полутонов и необычайная лёгкость. Он писал по увлажнённому листу бумаги, которая давала возможность создавать переливы тона, прозрачность воздуха и глубокое пространство.

Разные техники и жанры графики представлены на выставке, в них можно увидеть индивидуальный подход двух замечательных мастеров, их задачи и приёмы, с помощью которых они их решают. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений