«Дом-лаборатория. Музей Павла Кузнецова как поле для художественного эксперимента». Пост-релиз

  • «Дом-лаборатория. Музей Павла Кузнецова как поле для художественного эксперимента». Пост-релиз

Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Общества друзей Радищевского музея

С июня 2021 по ноябрь 2022 года на площадке Дома Павла Кузнецова (отдел Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева), при поддержке Фонда президентских грантов и Общества друзей Радищевского музея был реализован проект «Дом-лаборатория. Музей Павла Кузнецова как поле для художественного эксперимента».

Более чем двадцать лет назад сотрудники Дома Павла Кузнецова определили вектор своей деятельности, отступив от традиционных представлений работы мемориальных музеев, с постоянной экспозицией и демонстрацией личных вещей художника, работая с современными авторами, меняя экспозиции и осуществляя на музейной базе культурные проекты. Далеко за пределы родного города «выстрелили»: «След Сада», «Музейная долина», «Дом-текст», «Друзья», «Художника Саратова – Павла Кузнецову». Была поставлена большая задача не только сохранить память о Павле Кузнецове, но и сохранить уникальную ауру места, влиявшую и до сих пор влияющую на наше состояние, формирующую особый душевный склад, способствующую появлению новых художников. Ведь никуда не делась загадочная голубо-розовая дымка над Волгой, отражающая далекие миражи казахский степей, еще стоят в садах за Соколовой горой вековые деревья, где юный Павел Кузнецов слушал звуки чигирей и вдыхал ароматы цветущих деревьев. А главное, живет и работает дом художника!

Реализация проекта «Дом-лаборатория. Музей Павла Кузнецова как поле для художественного эксперимента» стала для музейщиков своеобразным итогом двадцатилетней деятельности, попыткой понять актуальность выбранного формата, возможностью найти новые подходы в работе мемориального музея и, конечно, привлечь подрастающие поколения.

Проект был разделен на три этапа, первый из которых стал основополагающим. По его итогам разработана и открыта «Комната-палитра» на первом этаже музейного дома, став местом, где как краски на палитре собраны подлинные вещи художника, архивные документы, фотографии, видеоматериалы, являющиеся не просто экспонатами, но и площадкой для работы приглашенных в проект художников. Для «Комнаты-палитры» было разработано, изготовлено и доставлено специальное выставочное оборудование. Осуществлены командировки в Москву и Санкт-Петербург, собраны и отсмотрены документальные материалы архивов РГАЛИ, ГРМ, ГТГ, Саратовского музея имени А.Н. Радищева, частных архивов наследников Павла Кузнецова. В первом этапе был разработан и издан бриф «Дом-лаборатория: Сад-Парк-Степь. Эпиграф к проекту» – изданием с инструкцией, списком технических задач и пожеланий для будущих участников проекта, превратившимся в своеобразное руководство по музейному арту для широкого круга читателей и зрителей.

Второй этап начался реализацией конкурса «Цветы Павла Кузнецова» для учащихся детских художественных школ и студий Саратова и Саратовской области, направленный на изучение творчества художника и развитие творческого потенциала детей. Он был посвящен образам картин Павла Кузнецова, а также темам, вдохновлявшим художника. Конкурс продлился три месяца и собрал около двухсот заявок, оцененных квалифицированным жюри, состоявшим из сотрудников Радищевского музея и представителей Поволжского отделения Союза художников по двум возрастным категориям. Во втором этапе был запущен интерактивный проект «Шаг сквозь стену» популяризирующий коллекцию Радищевского музея. На протяжении нескольких месяцев на официальных страницах Радищевского музея и Дома Павла Кузнецова выходили ролики с работами художника и их кратким описанием. Во втором этапе начала работу Лаборатория №1 – «Сад», в рамках которой прошло несколько лекций, и открылась экспозиция «Сады деда Иллариона», автором которой стал саратовский архитектор Алексей Кашанин. Идея тотальной инсталляции символистского сада, погружающая в работу Павла Кузнецова «В саду. Весна» (1904) воплотилась с невероятно точным попаданием в сердца зрителей и вызвала большой интерес к работе проекта.

Лаборатория №2 «Парк» тоже начала свою работу во втором этапе. В рамках этой лаборатории участниками проекта и приглашенным саратовским художником Мишей Ле Жень осуществилась поездка в парк «Новый Кучук-Кой» (республика Крым, Ялтинский район), принадлежавший в начале ХХ века Якову Евгеньевичу Жуковскому, статскому советнику, финансисту и меценату. Над его оформлением в начале прошлого века работали молодые саратовские художники-символисты Павел Кузнецов, Петр Уткин и скульптор Александр Матвеев. Исследовательской группе удалось провести три полных дня на территории, встретиться с реставраторами, людьми неравнодушными к судьбе уникального места, и даже провести и зафиксировать две художественные акции, которые легли в основу итоговой экспозиции второй лаборатории. Именно судьбе парка символизма «Новый Кучук-Кой» была посвящена международная акция «Ночь музеев 2022» на площадке дома и сада Павла Кузнецова. Мероприятие, которое ежегодно собирает несколько сотен зрителей, в этом году побило рекорды по посещению. Безусловно, этому способствовал текущий проект и ожидание зрителей увидеть и услышать что-то новое, которое конечно оправдалось невероятным синтезом искусств. В ряде мероприятий Ночи зрителям была показана и акция Миши Ле Жень «Телефон», осуществленная ранее в Крымском парке.

Экспозицией «Парк» открылся третий и заключительный этап работы проекта, который также привлек большое количество зрителей ставших свидетелями авторской экскурсии по мультимедийной выставки Миши Ле Жень «Парк. Экспедиция в Новый Кучук-кой», увлекательно и образно рассказывающей историю Нового Кучук-Коя и новую историю – взгляда современного исследователя и художника на практически утерянный, но не потерявший очарования старинный парк. Гостями мероприятия стали правнук основателя имения – искусствовед Петр Жуковский (г. Москва) и журналист Наталья Добрынская (г. Ялта), которая привезла в Саратов свою книгу «Кучук-Кой. Возвращение в рай». В зале Радищевского музея состоялась презентация подарочного издания Добрынской об истории крымского парка, музею было подарено несколько экземпляров издания.

В третьем этапе начала работу Лаборатория №3 «Степь», к которой присоединились друзья и партнеры Дома Павла Кузнецова – волгоградский благотворительный фонд «Семь ветров». Результаты поездки молодых художников из Волгограда, Москвы и Санкт-Петербурга были показаны на выставке «Круг времен и трещина в небе». Зрителям были представлены новые имена и новые работы, вдохновленные просторами Калмыцких степей и именем поэта Велимира Хлебникова.

Важнейший этап творчества Павла Кузнецова начавшийся с путешествия художника в заволжские степи и принёсший ему мировую славу, выплеснулся в Лабораторию №3 «Киргизская сюита. Вариации», которую осуществил художник Евгений Стрелков из Нижнего-Новгорода. Именно в плоскости взаимодействия художника и музейщика, в далеком двухтысячном году, начал свою работу только что открывшийся Дом Павла Кузнецова. И, именно Евгений Стрелков стал соавтором прекрасного и тонкого, ставшего знаковым проекта «След Сада». Стрелков же был выбран как автор экспозиции посвящённой важнейшему этапу творчества художника Павла Кузнецова, его путешествиям по заволжским степям и Средней Азии, цикле восточных работ принесшим ему мировую славу.

На открытие выставки Евгений Стрелков поблагодарил сотрудников Радищевского музея и Дома Павла Кузнецова за внимательное отношение к своим культурным героям и оказанное доверие стать участником проекта. Многочисленные зрители узнали, как проходила исследовательская работа по изучению живописного наследия Кузнецова, работа с документами и архивными материалами, как в голове автора рождались идеи, которые воплощались в жизнь.

Так случилось что в процессе работы Лаборатории №3 «Степь» появилась идея еще одной выставки, источником вдохновения для которой послужила работа Павла Кузнецова «Пагода» («В храме буддистов»). Командой проекта была осуществлена поездка в Хошеутовский хурул, Харабалинского района Астраханской области и поселок Цаган Аман в Калмыкии. Целью поездки стал сбор фото, видео-материалов и артефактов и попытка найти ответы на вопросы в какое время и в каком месте была написана «Пагода».

В день рождения Павла Кузнецова состоялась 25 акция «Художники Саратова – Павла Кузнецову» (проект «Сто дней рождения Павла Кузнецова: 1998-2098») в которой приняли участие более сорока художников, а также фотографы и многочисленные зрители, которые в этот день стали еще и свидетелями открытий экспозиций «Дом-лаборатория: Сад, Парк, Степь» и «Пагода». Первая объединила три выставки или три лабораторных работы – рассказ о главных этапах творчества художника Павла Кузнецова, вторая представила художественные измышления художника Михаила Гаврюшова (г. Саратов) буддийскую линию творчества Павла Кузнецова. Ко дню рождения художника на телеканале ГТРК «Саратов» вышел фильм «Дом», являющийся тонким художественным взглядом на жизнь дома-музея художника в условиях работы экспериментального проекта.

Итоги были подведены на Круглом столе, где собралась команда, музейные сотрудники, художники – участники лабораторий и друзья музея. Был подготовлен отчет о проделанной работе и поставлен вопрос о дальнейших перспективах проекта, возможностях его адаптации и применении как основной формы музейной деятельности. Художники рассказали о процессе создания экспозиций и впечатлениях от работы в содружестве с музейщиками. Представители культурной общественности поделились зрительским впечатлением и попытались оценить востребованность и необходимость подобных проектов в нашем городе.

Промежуточные результаты подводились в конце каждого этапа, иллюстрируя большую зрительскую заинтересованность: выросло количество одиночных и групповых посетителей, повысился интерес студенческой аудитории которая с большим удовольствием проводила в Доме-лаборатории встречи, пленэры и тематические занятия, возрос интерес к площадке новых поколений молодых художников, увеличилось количество публикаций о музее в СМИ и сети Интернет. Большое количество положительных зрительских отзывов убедило нас в правильности выбранной стратегии в работе музея.

В настоящий момент принято решение о продлении работы выставки «Дом-лаборатория: Сад, Парк, Степь».


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений