Чёрно-белые истории. Силуэт в печатной и книжной графике, предметах декоративного искусства из собрания Радищевского музея

Автор:  Фёдорова Наталья Васильевна
Петрова Виктория Евгеньевна
Довгаленко Анна Сергеевна

Дата мероприятия:  01.11.2022  —  29.01.2023
Телефон:  8 (8453) 55 78 87

Выставка из книжного фонда Радищевского музея знакомит с выразительным, лаконичным и немного таинственным искусством силуэта. Этот вид графики, известный ещё с древних времён, прошёл долгий путь развития: от наскальных рисунков (петроглифов), античной чёрнофигурной и краснофигурной вазописи до тонких книжных украшений. Постепенно проникая в мир книги в виде профильных портретов на переплетах, обложках и форзацах, силуэт прочно обосновался в книжной графике, достигнув настоящего расцвета к рубежу XIX–XX веков.

Широкую популярность этот своеобразный вид графики, получивший свое название по имени одного из финансистов при дворе Людовика XV – Этьенна де Силуэтта, приобрел в Европе в XVIII веке. В России силуэт прославили произведения немецкого мастера И.Ф. Антинга и французского художника Ф.Г. Сидо, создавших целую галерею портретов российских государственных деятелей, ученых, писателей того времени.

Простой по исполнению силуэт, который можно вырезать из бумаги, рисовать тушью на бумаге или камне, гравировать на дереве или линолеуме, был весьма популярен в дворянской среде первой половины XIX века. Небольшие профильные портреты бережно хранили в семейных альбомах, ими украшались интерьеры домов. Зачастую силуэты использовались в оформлении бытовых предметов. На выставке представлена обложка записной книжки из теснённой кожи, украшенная изящной вышивкой с силуэтным изображением амура с луком и стрелой.

Вырезанием «картинок» увлекался и граф Ф.П. Толстой, одаренный скульптор, медальер, живописец, гравер, виртуозный рисовальщик и силуэтист. Не ограничиваясь портретным жанром предыдущего столетия, Толстой создавал тонкие по исполнению многофигурные композиции на исторические, батальные и бытовые темы.

На выставке представлено несколько произведений из его знаменитых серий, посвященных Отечественной войне 1812 года и изображению русской деревни. Каждый силуэт – это ожившая военная история или живописный, достоверный рассказ из жизни крестьян, занятых повседневным трудом: сенокосом, рыбной ловлей или сбором урожая.

Одно из центральных мест в экспозиции занимают силуэты, исполненные талантливой русской художницей Е.М. Бём в технике литографии. С присущим силуэту ритмом, чередованием черно-белые рисунки из ее авторских альбомов: «Народная сказка о репке» (1881), «Пирог» (1880), «Из деревенских воспоминаний» (1882) словно приобретают новую жизнь, самостоятельное звучание. Лаконично, без слов, они рассказывают зрителям собственные истории: трогательные и загадочные.

Оригинальное прочтение «Записок охотника» И.С. Тургенева дают литографированные иллюстрации, подготовленные Елизаветой Бём в 1883 году и выпущенные Экспедицией Заготовления Государственных Бумаг в 1914 году. Каждому из выбранных десяти рассказов художница посвятила по 2 листа литографии: силуэтную композицию и небольшой фрагмент текста, украшенный тонкими сюжетными заставками и концовками. Особое очарование жанровым композициям придают дорисованные пером отдельные веточки, листочки и травинки. Эти силуэты стали первыми и, по признанию современников, одними из лучших иллюстраций к знаменитому произведению И.С. Тургенева.

Многие музейные издания представляют творчество К.А. Сомова, М.В. Добужинского, Д.И. Митрохина и других крупнейших мастеров, входивших в объединение «Мир искусства». Их композиции, кружевные виньетки, органично вписанные в пространство книг и журналов, придали им необычайную строгость и изысканность. Показав неисчерпаемые возможности силуэтного рисунка, эти художники внесли значительный вклад в художественное оформление книги рубежа XIX-XX веков.

Особого внимания заслуживают литографированные силуэты Г.И. Нарбута, одного из непревзойденных мастеров книжной графики этого периода. Его изысканные иллюстрации к басням И.А. Крылова, выпущенные в свет в разные годы издательствами Ю.С. Кнебеля и Общины Святой Евгении, стали подлинными образцами книжной графики. Каждая композиция восхищает красотой и причудливостью, удивительной законченностью художественного образа.

С произведениями «феи ножниц», как современники называли замечательного графика Е.С. Кругликову, знакомит редкое издание «Париж накануне войны» (1916). Наряду с созданными ею цветными монотипиями, книгу иллюстрирует серия силуэтов. Виртуозно вырезанные эффектные чёрно-белые рисунки представляют реалистические картины парижской жизни начала XX века. В альбомах и монографиях, посвященных творчеству Е.С. Кругликовой, можно рассмотреть силуэтные изображения ее современников: В.Я. Курбатова, М.В. Нестерова, А.Т. Матвеева, К.А. Сомова, Л.С. Бакста и прочих деятелей науки, литературы и искусства. Все эти портреты, которые принесли наибольшую славу художнице, отличаются высоким мастерством и психологизмом.

Вошедшие в экспозицию иллюстрированные издания познакомили также с виртуозными многофигурными композициями В.В. Гельмерсена, В.Д. Замирайло, Н.В. Ильина и других мастеров силуэта, сыгравших важную роль в истории изобразительного искусства и книжного оформления. Благодаря необыкновенной притягательности, оригинальности исполнения их лаконичные силуэтные «рассказы», на протяжении многих лет привлекают внимание искусствоведов, коллекционеров и зрителей.

Искусство керамики и стекла с древности использовало силуэт как декоративный приём росписи. Два кубка рубинового стекла, произведённые в Богемии в середине XIX века, украшены золочёными силуэтными образами садовника с лейкой и амуров. На выставке экспонируются тончайшие чашки костяного фарфора с чёрными силуэтами, автором которых является художник по фарфору Ленинградского (Императорского) фарфорового завода С.К. Русаков.

Особым изяществом форм и линий отличается керамика английских заводов и завода М.С. Кузнецова в Вербилках. Изделия завода Уильяма Адамса и фирмы «Веджвуд» декорированы белыми рельефами, наложенными на цветную яшмовую массу (особый вид неглазурованной керамики, изобретённый Джозайей Веджвудом). Они вдохновлены античными мотивами, произведениями искусства греческих и римских мастеров.

В экспозицию включен изготовленный на предприятии Дж. Веджвуда овальный медальон из поверхностно окрашенной яшмовой массы, изображающей будущего российского императора Павла I, сына и наследника Екатерины Великой. Медальон исполнен по камеи, вырезанной Марией Федоровной, супругой Павла Петровича в 1780–1790-е годы. Типология медальона восходит к античным камеям, из слоистого камня для создания двухцветного изображения.

На выставке представлены кофейник конца XVIII века фабрики Уильяма Адамса, декорированный аллегорическими фигурами времён года, сливочники, чайник и плакетка фирмы «Веджвуд» конца XIX–начала XX века. Произведения завода Кузнецова исполнены в стиле модерн, с его плавными, текучими формами и растительными орнаментами. На бисквите бледно-зелёного цвета расположены белые полупрозрачные рельефные изображения играющих детей, собак, прихотливо изгибающихся цветов. Контраст цветного фона и белых рельефов создаёт впечатление лёгкости и лаконичности, свойственной силуэтным изображениям.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений