Художник рисует животных. Анималистический жанр Книги и графика XIX-XX веков из собрания Радищевского музея

Автор:  Бужинская Лариса Иосифовна

  • Художник рисует животных. Анималистический жанр Книги и графика XIX-XX веков из собрания Радищевского музея
13.05.2022  —  02.10.2022

Вспоминая рисунки первых людей, понимаешь, что фауна – самый древний предмет внимания художника. Недавно в Индонезии нашли наскальный рисунок – ему 45,5 тысяч лет, на нем изображен кабан. Так далекий художник заложил основы особого жанра в изобразительном искусстве – анималистики, сферой интересов которого стал мир животных. Все первобытные изображения мамонтов, оленей, бизонов или свиней – в характерных позах и движениях – свидетельствуют об острой наблюдательности древних художников. Тесно связанное с первозданными мифологическими воззрениями искусство основывалось на одухотворении сил природы и культе животных. Продолжая совершенствоваться, анималистический жанр нашел свое развитие в живописи и графике, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, скульптуре и фотографии.

На выставке экспонируются графические работы зарубежных художников XIX–XX веков из коллекции библиотеки Радищевского музея. В них среди сюжетов представлена охотничья тематика – «Охота на кабана», «Охота на лису», «Выслеживание зайца», «Охота на оленя в горах», где животные изображены в естественных природных условиях с точностью и дотошностью физиолога. Видна их совершенная красота, грациозная пластика, гармония движений.

В других произведениях, например, в работе «Птицы» французского художника Г. Леонса, подан, скорее, декоративный сюжет для настенной росписи или книжной орнаментики. А в работах «Кабаны» и «Серны» – наблюдение терпеливого натуралиста. Но в любой из них можно почувствовать глубокое уважение, изумление и любовь к природе и миру животных. Зарисовки А. Адама, К. Бодмера, Э. Фролиша и многих оставшихся неизвестными художников представлены на выставке в произведениях немецких и австрийских граверов XIX–XX веков.

Для китайских художников в изображениях животных характерными стали изысканная красота линий, мазков, пятен и форм, философская утонченность и поэтичность образов. В экспозицию выставки вошли работы китайских анималистов Чэнь Чжи-Фо и Ван Сюэ-Тао с изображением птиц – «Весна мира» и «Нежные супруги», а так же «Кошки» знаменитого китайского художника Сюй Бей-Хуна. Печатные воспроизведения с их акварелей были сделаны в Китае специально для Советского Союза и подарены Радищевскому музею в знак Великой дружбы между народами в 50-е годы XX века.

Зарисовки анималистов всегда востребованы издателями и декораторами. В XIX-XX веках их публиковали, иллюстрируя натуралистические заметки путешественников по разным странам мира или в научных исследованиях антропологов, орнитологов и зоологов, во многих обобщающих энциклопедических изданиях. Для придания тексту образности и выразительности прекрасные художественные зарисовки животных гравировали на дереве, металле или камне, украшая страницы научных, популярных и художественных книг.

Художники-анималисты, в особенности, работавшие оформителями, как правило, даже не подписывали своих произведений. Для издательств научной литературы, скорее, была важна точность изображения животного, чем авторство работы. Множество анонимных иллюстраций использовано в московском периодическом издании «Живописное обозрение» 1830-х и в санкт-петербургском издании «Жизнь животных» А.Э. Брэма, вышедшем в 1894-1896 годах. Для его украшения «Литография Штадлер и Паттинот» помимо гравированных на дереве изготовила и множество хромолитографированных ярких сюжетных изображений с животными, собрав анималистические зарисовки различных художников. Двухтомник Ч. Д. Корниша «Жизнь животных» (Москва. 1910) дополнен самыми точными изображениями животных – фотографическими, но издательство И. Кнебеля посчитало необходимым украсить издание и печатными воспроизведениями с оригинальных работ художников. Так на страницах научного издания появились прекрасные анималистические акварельные произведения неназванных художников – «Венценосный журавль», «Летящий удод», «Енот» и многие другие.

Среди других книг на выставке – многотомное издание «Всемирного путешественника» (Санкт-Петербург. 1867-1868) с работами Г. Доре, Э. Байяра и Бервейера. Русский перевод знаменитого труда Ч. Дарвина «О выражении ощущений у человека и животных», напечатанный в Санкт-Петербурге в 1872 году с рисунками Вуда в гравюрах У.Т. Купера.

Парижское издание «Путешествия вокруг мира» 1878 года французского исследователя графа Бовуара вышло со множеством рисунков французского художника Дешампа Э. Изящные цветные гравюры, выполненные французским художником Поке с собственных рисунков, можно увидеть на страницах «Натуральной истории птиц Европы» французского орнитолога Прево Ф. (Париж. 1845). Многотомное «Путешествие по Европе, Азии, Африке и Америке» Монтемона А.Э., изданное в Париже в 1854-1855 годах, иллюстрировано рисунками французской художницы Бокур М.Ф., они воспроизведены в книге гравюрами на дереве.

Многие книги, представленные на выставке, были переданы в Радищевский музей в 1920-е годы из Саратовской Музейной секции или Губмузея. Среди них издания, ранее принадлежавшие балаковскому купцу-коллекционеру П.М. Мальцеву, Учебной библиотеке Мариинской женской гимназии в Саратове, Саратовскому Педагогическому музею, 1-й Мужской гимназии в Саратове. Другие были куплены Радищевским музеем на рубеже XIX-XX веков не только как новейшие издания, но и как замечательные коллекции анималистических иллюстраций различных художников, которые можно было использовать как наглядные пособия на учебных занятиях Боголюбовского рисовального училища.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений