Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

«Перед грозой». Мастера ХХ века. Евгений Егоров. Избранное

  • «Перед грозой». Мастера ХХ века. Евгений Егоров. Избранное
14.04.2022  —  03.07.2022
Телефон:  (8452) 22-27-52

14 апреля 2022 года в 17.00 в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова (филиал Радищевского музея на Вольской, 33) состоится презентация выставки из собрания Радищевского музея «Перед грозой». Мастера ХХ века. Евгений Егоров. Избранное». Событие приурочено к 120-летию художника Евгения Егорова и 80-тилетию его памяти (1901–1942).

Выставка «Перед грозой. Евгений Егоров. Избранное» организована в особом формате «экспозиция в экспозиции». Она продолжает проект «Мастера ХХ века», посвященный творчеству художников, чьи судьбы были связаны с Саратовом. В состав выставки войдут 4 крупные живописные работы (натюрморт и пейзажи) из собрания Радищевского музея, выполненные Евгением Егоровым в 1920–1930-х годах. Экспозиция будет дополнена фотографиями, каталогами выставок с участием Егорова и другими уникальными архивными материалами, хранящимися в научно-историческом архиве Радищевского музея.

Представитель советского авангарда, Евгений Васильевич Егоров прожил короткую жизнь, оборвавшуюся в 40 лет, однако рано проявил себя как художник одаренный, восприимчивый и к многогранным эстетическим традициям рубежа XIX–XX веков, и к особенностям нового, послереволюционного мироустройства и мировосприятия. В самобытной и новаторской живописи Егорова отчетливо ощутимо влияние его учителей Петра Уткина и Валентина Юстицкого. Он смог творчески переосмыслить традиции саратовской школы живописи, Виктора Борисова-Мусатова и достижения раннего русского и европейского авангарда. О его таланте восторженно отзывалась саратовская и столичная художественная критика, многие его ученики стали известными живописцами.

Егоров родился 7 декабря 1901 года в Саратове. В детстве несколько лет провел в Смоленске. В 1919 году он был призван служить в Рабоче-крестьянскую Красную армию, участвовал в самодеятельности, где смог продемонстрировать свое художественное дарование и поэтому был направлен на учебу в саратовский Художественно-промышленный институт (ныне – Саратовское художественное училище имени А. П. Боголюбова).

В середине 1920-х Евгений Егоров ярко и оригинально заявил о себе в различных жанрах: городских зарисовках, портретной живописи и пейзаже. Одним из его программных произведений этого периода стал «Деревенский пейзаж». В основу работы положен принцип контраста и двуплановости изображаемого: объединить бытийное и бытовое, мгновенное и вечное. Художник стремится как единое целое дать разнообразие природного ландшафта и деревенских домишек, взятых сверху, увиденных как бы с верхушек деревьев. Выполненные в стилистике детского рисунка коровы за четко разграниченными грядками не только становятся декоративным, оживляющим композицию элементом, но и вносят идиллическое звучание в природный мотив. Нерушимость мироустройства в деревенских и волжских пейзажах 1920-х словно бы противопоставлена острому чувству смены эпох в работах, посвященных жизни города.

Сегодня сохранилось совсем небольшое количество натюрмортов Евгения Егорова. В «Вальдшнепах» живописец переосмысляет многовековые традиции натюрморта с битой дичью – в работе ощутимо влияние современных мастеров европейского искусства. Тельца мертвых птиц даны очень декоративно и фактурно, коричневато-рыжий цвет оперения их крыльев рифмуется в полотне с теплым древесным оттенком стола и контрастен по отношению к прохладно-серебристому тону ткани, расстеленной на нем, и фону заднего плана. Это цветовое чередование задает декоративный ритм произведения.

С 1923 года Евгений Васильевич Егоров работал в саратовском Художественно-промышленном техникуме. Он преподавал живопись, композицию, пропорциональность, проектирование, чуть позже начал вести занятия в литографской мастерской. Как художник-педагог он продолжил основанный на художественных принципах формализма подход к учению, принятый его учителем В. Юстицким, но во многом переосмыслил его, ориентируясь на достижения современного европейского искусства, творчество любимого им Винсента Ван Гога. Художник воспринимался своими учениками как неординарная личность.

В 1928 году Евгению Егорову был диагностирован туберкулез легких. Тяжелая болезнь мешала преподавательской деятельности, техникум же на рубеже 1920–30-х годов переживал не лучшие времена, связанные с усилением идеологического нажима на искусство. В связи с этими обстоятельствами художник вместе с семьей в 1933 году переезжает сначала в подмосковный Дмитров, где устраивается в местный краеведческий музей, а спустя год – в Москву, чтобы проходить лечение в Московском туберкулезном институте. Несмотря на прогрессирующее заболевание, Егоров не оставляет профессии.

По немногочисленным сохранившимся работам 1930-х можно судить о развитии творческого дарования и смене направления художественных поисков живописца, однако стремительно прогрессирующая болезнь и тяжелые условия жизни не позволили десятилетие спустя развиться во всей полноте этим новым интенциям. Пейзажи Егорова 1930-х – «Плотина», «Перед грозой» – были созданы в Подмосковье. Они совершенно не похожи на работы предыдущего периода. Егоров больше не ставит перед собой задачу увидеть бытийное в сиюминутном, напротив. Поздние пейзажи его импрессионистичны, наполнены мимолетными впечатлениями. «Перед грозой» – это краткий, наполненный эмоциями миг, когда солнечный день сменяется резко набежавшей непогодой, заставшей врасплох и автора, и мирно пасущуюся у воды лошадь. В работе «Плотина» – высветленные интенсивным солнцем тона листвы и деревянной конструкции подчеркивают глубокую зелень водоема и затененного уголка прибрежного леска. Эти произведения пленэрны; блики и рябь воды, светотеневые рефлексы, отсутствие прорисовки создают ощущение присутствия «здесь и сейчас» – главной творческой задачи взволнованного мгновением художника.

В конце августа 1941 года Евгений Васильевич Егоров вместе с Музой Александровной был эвакуирован из Москвы в Саратов. Болезнь его становилась безнадежной. Его не стало 22 февраля 1942 года.

Обращаясь к произведениям и судьбе Е.В. Егорова, музей продолжает выставочный проект «Мастера ХХ века», начавшийся в Усадьбе Виктора Борисова-Мусатова с 2016 года. Бережное сохранение, изучение и представление творческого наследия художников саратовской школы – одна из главных задач проекта.

Выставка продолжит свою работу до 3 июля 2022 года. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2022 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"