Автор:  Перегородова Алла Вячеславовна


В Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина (филиале СГХМ им. А.Н. Радищева) в очередной раз побывал в гостях Александр Михайлович Сильянов. Об этом скромном, не равнодушном к истории и искусству человеке уже не раз упоминалось на интернет-сайте. А его имя давно вписано в историю музея, поскольку Александр Михайлович – щедрый даритель.

Дары частных лиц - традиционно одна из важных составляющих в пополнении фондового собрания. Отрадно, что в наш прагматичный век ещё есть люди, которых отличает стремление служить «общественной пользе». Большинство дарителей – местные жители, безвозмездно передающие в музей исторические свидетельства жизни своих предков.

Александр Михайлович выбирает ценности для нашего музея в антикварных лавках родного города Балаково. Его стараниями уже пополнилась коллекция старинных книг – изданием 1911-1912 гг. книги «Житие и сказание отчасти чудес преподобного Василия Нового и видение ученика его Григория» и коллекция прикладного искусства – меднолитой пластикой, посудой, постельными принадлежностями в количестве 15 предметов. Ожидают принятия в фонды музея туеса и короб для хранения шляп.

И в этот раз Александр Михайлович приехал вновь не с пустыми руками, недавно приобрёл прекрасной сохранности рушники начала прошлого века и кочедык – инструмент для плетения лаптей и поспешил порадовать музейщиков своими дарами. Особый интерес представляют похоронный рушник и рушник с изображением красного коня, вышитые крестом в красно-серой гамме.

Характер орнаментации первого памятника явно говорит о его предназначении. В центре композиции небольшой холм с крестом за оградой. В основании креста - ветки с цветами и сидящие на них две птицы, над крестом корона и венок. Слева и справа симметрично расположены два склонённых к кресту деревца. Внизу надпись: «под крестом моя могила на кресте моя любовь». Лаконизм, строгая симметрия сообщают всей композиции оттенок суровой торжественности.

Упоминание об аналогах такой иконографии встречается в литературе о рушниках, отмечается их украинское происхождение. Похоронный рушник использовался по-разному. Рушниками накрывали тело покойника или клали под ноги, застилали воз, на котором везли гроб, несли крест, обвязанный рушником, впереди похоронной процессии. Украинцы привязывали рушник, как венок, к крестам на мужских могилах.

В ритуально-обрядовом значении рушник (полотенце) наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания. Во время похорон был символом перехода в другой мир. Отличительная особенность используемых в этом обряде рушников в том, что зачин с ровным краем, как будто подведена черта, не должно быть ни кистей, ни кружева. Венок – верхний элемент композиции орнамента замкнут, что означает – жизнь человека завершена.

Символизирующий жизненную дорогу венок и на втором рушнике, но он разомкнут, т.е. будущее открыто. Такая деталь характерна для атрибута обряда венчания. Но, вероятно, орнамент этого памятника выполнен без соблюдения строгой традиционной схемы свадебного рушника, поскольку главный элемент – древо жизни – замещён другим мотивом: в центре композиции – несущий всадника красный конь. С одного конца полотенца узор обогащён монограммой «МВК», являющейся инициалами мастерицы или того человека, для которого оно вышивалось, с другого – датировкой «1929». Для свадебных же рушников полагались пожелания молодым либо инициалы жениха и невесты.

Орнаменты, используемые в вышивке рушников – своеобразный слой художественной памяти народа. В каждом из них по-своему отражаются впечатления от окружающей жизни, и формируется трактовка образов. При дешифровке орнаментальных мотивов применяются данные фольклора, этнографии, мифологии, истории религии. Можно предположить, что данный рушник вышивался как оберег для воина, поскольку конь изображен в седле, передан в активном движении и этот образ можно истолковать как знак храбрости, победы.

Конь часто появлялся в вышитых узорах, этот образ наделён ёмкой и многозначной символикой и уходит корнями в мифы и легенды. Но издревле конь являлся символом солнца, красоты, добра. Рушники в повседневной жизни также были всегда символами добра, удачи, хорошего начала и окончания дела.

А дарение музею этих предметов народного творчества – благое и доброе дело Александра Михайловича Сильянова.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений