14.03.2022  —  26.06.2022
Телефон:  8 (8453) 55 78 87

В Германии в конце XIX века, вслед за Англией, Францией, Швейцарией, Бельгией и Нидерландами, появился новый стиль – Модерн. В каждой стране он получил свое название: Ар нуво – в Бельгии и Франции, Модерн стайл – в Великобритании, Сецессион – в Австро-Венгрии. В Германии его назвали Югендстилем, что значит «молодой (юный) стиль».

Важнейшими центрами нового направления в искусстве оказались Берлин, Дармштадт, Ворпсведе, и безусловной метрополией стал Мюнхен. Наряду с живописью и графикой немецкие художники модерна применяли новый стиль в скульптуре и архитектуре, ремеслах и книжной иллюстрации, дизайне интерьера.

Свое имя немецкий модерн получил от названия журнала – «Югенд». С мюнхенского еженедельника искусства и жизни, вышедшего впервые в 1896 году началась популяризация нового стиля в Германии.

Одним из основоположников Югендстиля считают живописца Отто Эккманна, который в 1894 году сжег свои картины и стал разрабатывать эскизы тканей, обоев, мебели и книг, положив в их основу мотив извилистой линии стеблей растений, вьющихся локонов, языков пламени, струящихся ручейков. Подписи под иллюстрациями Отто Эккманна можно встретить уже в первом номере журнала «Югенд».

Начиная с колонии художников в деревушке Ворпсведе близ Бремена, образованной в 1889 году выпускниками Дюссельдорфской Академии художеств во главе с Генрихом Фогелером, можно назвать несколько объединений художников немецкого модерна, «устремленных к новизне в мир вечной юности». Это Берлинский и Мюнхенский Сецессионы, противопоставившие себя официально признанному в Германии академизму.

Наряду с журналом «Югенд» появились и другие журналы, группировавшие вокруг себя «новых художников», освещая их деятельность, публикуя фотографии с их работ. В Берлине – журналы «Пан» и «Искусство и художник», в Мюнхене – «Инзель» («Остров»), «Искусство» и «Простодушнейший», больше известный без перевода названия как «Симплициссимус».

Венский Сецессион объединил немецких художников модерна в Австрии. Его ядром стал ежемесячный журнал «Ver Sacrum» («Весна священная»), впервые вышедший в январе 1898 года. Журнал стал печатным органом австрийского символизма в литературе и искусстве. В Радищевском музее хранится подшивка журнала за 1898 год, в том числе и его первого выпуска, в издательском переплете. Квадратная форма журнала отражала характерную особенность австрийского модерна, который так и назвали «Квадратстиль» или «Стиль квадрата».

С Венским модерном тесно связана дармштадская колония художников, организованная в 1899 году под патронажем увлекавшегося архитектурой гессенского герцога Эрнста-Людвига. Главной фигурой колонии был архитектор Йозеф Мария Ольбрих, успевший до этого поработать в Вене и выстроить там здание Сецессиона. В Дармштадте на холме Матильды был построен целый городок частных домов художников и здание мастерской, более известное как дом Эрнста-Людвига. О деятельности колонии в свое время рассказывал дармштадский иллюстрированный журнал «Немецкое искусство и декорация». Несколько экземпляров этого журнала – рупора немецкого модерна – экспонируются в витринах.

Корифеями немецкого модерна в Германии называют Макса Клингера, Франца фон Штука, Петера Беренса, Генриха Фогелера; в Австрии – Густава Климта, Йозефа Марию Ольбриха, Отто Вагнера, Йозефа Хофмана и Карла Мозера.

Немецкий художник Герман Фрилинг, учившийся живописи в Берлине, работал над эскизами предметов из керамики и металла, интерьеров, росписей стен и потолков. В книжном собрании Радищевского музея хранится папка с изданными в конце XIX века типографией Бруно Хесслинга (Берлин*Нью-Йорк) эскизами росписей мебели, стен, потолков и витражей, выполненных ранним представителем немецкого модерна – Фрилингом. Все листы берлинского издания вошли в экспозицию выставки.

Еще один представитель Югендстиля – мюнхенский художник, работавший в основном в Страсбурге – Антон-Иоганн Седер. Он был художником и писателем-историком, преподавателем и директором Школы декоративных искусств в Страсбурге, автором аллегорических майоликовых украшений на ее здании, выполненных в новом модерновом стиле, а также редактором журнала «Прикладное искусство Эльзаса – Лотарингии». В 1897 году берлинский издатель и типограф Эрнст Васмут опубликовал работы Седера в трех папках «Натуралистическая декоративная живопись». В них собраны эскизы росписей стен, плафонов, тканей, и мебели. Несколько листов с рисунками декоративной настенной росписи Седера представлены в составе выставки.

Берлинский типограф Эрнст Васмут знакомит нас также и с наследием Арнольда Лионгрюна (Лёйнгрюна), художника из Гамбурга. Он учился у Жюля-Жозефа Лефевра и Тони Робера-Флёри, был пейзажистом и портретистом, а в книжной коллекции музея представлен как витражист. Эскизы для стеклянных украшений, выполненные Лионгрюном, были напечатаны в издании «Новый орнамент» в 1899 году. В двух папках большого формата были собраны серии эскизов: «Птицы и бабочки» и «Богатство растений». Лионгрюн запечатлел в своих работах удивительный природный орнамент и естественную красоту волнистых линий – типичные акценты художников модерна флореального направления.

Наряду с иллюстративным материалом на выставке немецкий стиль Модерна представлен и в образцах переплетного искусства. Мастерски выполненные, с золочением и серебрением, тисненные орнаментом, иллюстрированные художниками изысканные переплеты и обложки книг стали произведениями искусства своей эпохи.

Немецкий модерн от своего появления до угасания развивался чуть более двух десятков лет, и можно сказать, прекратил свое существование в 1914 году с началом Первой Мировой войны. Именно с модерном были связаны важные процессы накопления и осмысления новых художественных идей, поиска форм, сближения различных видов и жанров искусства. Казавшийся многим в самом начале декадентским, странным и болезненным, модерн постепенно становился стилем жизни, а в середине XX века уже стал восприниматься большим художественным стилем.

Представленные на выставке редкие издания поступили в Радищевский музей от различных организаций и частных лиц, либо были приобретены музеем в начале XX века как методический материал для Боголюбовского рисовального училища, получив со временем статус экспонатов музея – предметов изящного искусства, в которых отразился дух далекого времени, общемировой культуры и истории.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений