Проект «Выставка одной картины». С.М. Шор «Перерыв» (1961)

Автор:  Анашкина Елена Эдуардовна

  • С. М. Шор. Перерыв. 1961
С 1 марта 2022 года в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина (филиал СГХМ им. А.Н.Радищева) в рамках проекта «Выставка одной картины» экспонируется произведение известной московской художницы Сарры Марковны Шор «Перерыв» (1961). Выставка приурочена к 125-летию со дня рождения автора.

Живописец, график, театральный художник С. М. Шор (1897-1981) оставила богатое и разнообразное наследие. Начало её творческой биографии связано с Киевом, где в 1910-е годы были сконцентрированы очень яркие молодые художественные силы. Училась в Киевском художественном училище, входила в художественные объединения «Кольцо» (Киев, 1914), «Культур-Лига» (Киев, 1917-1920). В 1915-1917-х годах занималась в Академии художеств в Петрограде (класс Г.Залемана и В.Маковского). С 1923 года жила в Москве. В мастерской А.Кравченко изучила технику офорта. С 1925 входила в художественное общество «Четыре искусства», на выставках которого экспонировались её работы, в частности, живописные и графические циклы, созданные во время путешествий по Средней Азии (1926–27). В 1927 году Шор оформила (совместно с А. Кравченко) комическую оперу «Тайный брак» Д. Чимарозы в московском Музыкальном театре имени В. Немировича-Данченко. Во второй половине 1920-х работала также в области промышленного дизайна и выполнила ряд эскизов вышивок и тканей. Наряду с живописью, сценографией, станковой графикой, Шор много работала в книжной графике; книги с её иллюстрациями издавались ведущими издательствами Москвы и Ленинграда и неоднократно были премированы в СССР и на международных выставках. В 1932 Сарра Марковна стала сотрудницей издательства «Academia», для которого оформила ряд книг (Светоний «Жизнеописание двенадцати цезарей», 1933; П. Браччолини «Фацетии», 1934; Ф. Достоевский «Бесы», 1935, и другие).

Единственная персональная выставка С.Шор состоялась в июне 1945 года в Москве. В годы кампании по борьбе с «космополитами» художница подвергалась административным репрессиям и долгое время была вынуждена зарабатывать на жизнь изготовлением наглядных пособий для школ и техникумов. Впоследствии она так и не смогла в полной мере включиться в активную художественную жизнь, но продолжала работать в своей домашней мастерской. Работы С.М. Шор изредка появлялись на Всероссийских и зональных выставках. В 1963 году, когда формировалась коллекция Хвалынской картинной галереи, в её собрание от Министерства культуры РСФСР поступили три офорта С.М. Шор: «Студентки» (1960), «Строительницы» (1961) и «Перерыв» (1961).

1950-1960-е годы в нашей стране ознаменовались расцветом эстампа – печатной станковой графики в разных техниках: и ксилографии, и линогравюры, и литографии, и офорта. Это было обусловлено главной особенностью эстампов - их довольно большим тиражом при сохранении всех художественных достоинств. Всё более широкие круги советских людей имели возможность приобщиться к подлинному большому искусству.

Для советской станковой графики этого периода была характерна серийность, когда цикл произведений выражал единую идею художника. Часто темой серии эстампов становились трудовые будни, связанные с процессом послевоенного восстановления и развития народного хозяйства.

Размышлениями о людях труда, их взаимоотношениях, романтикой мирной жизни наполнены графические листы С.М. Шор, представленные в коллекции Хвалынского художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина. В офорте «Перерыв» показана будничная сцена отдыха молодых рабочих в интерьере цеха во время рабочего дня. Главные персонажи – вечные Он и Она – охарактеризованы остро и выразительно. Грубая одежда молодых людей - и тончайшая поэзия любви. Контраст прозаического окружения и возвышенности чувств делает работу невероятно притягательной, искренней - ни малейшей фальши, ни одной диссонирующей ноты. Автор умело пользуется преимуществом техники офорта - большим разнообразием штриха. Упорядоченность линий, формирующих образы главных персонажей, контрастирует с более свободным движением штрихов фона. Притягивает внимание зрителя округлое белое пятно в центре композиции - источник скользящего по лицам молодого человека и девушки света, который в чередовании с тенями, переданными короткими штрихами, дает ощущение трепета живого чувства. Красота, подмеченная в обычном, всегда находит свои особенно близкие пути к сердцу зрителя. Сарра Марковна Шор сумела создать графические работы, которые не потеряли с годами своей эстетической ценности и с интересом воспринимаются новыми поколениями зрителей.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений