Фотовыставка О.А. Хрулёвой «Сад, в котором не растут яблоки»

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

В художественно-мемориальном музее КС. Петрова-Водкина с 20 февраля по 1 апреля экспонируется фотовыставка О.А. Хрулёвой «Сад, в котором не растут яблоки». Это уже четвёртая выставка фотохудожницы и все они концептуальные. В основе этой - понимание смысла христианства, как предельной свободы. На двух десятках фото мужчина и женщина в поисках выхода из лабиринта руинированного здания. Это современные Адам и Ева в поисках смысла. Сквозь разбитые окна и проёмы дверей видны кроны деревьев, но это далеко не райский сад, скорее это инфернальное пространство. Плод с Древа познания добра и зла уже давно сорван их прародителями, несмотря на предупреждение Бога, что плоды с этого Древа горьки и смертельны. Что же обрели ветхозаветные Адам и Ева и передали своим потомкам? Результатом грехопадения стала не только смерть, но сознание, связанное с утерей цельности и раздвоением на добро и зло, на объект и субъект. Неслучайно христианский философ Николай Бердяев писал, что сказание о грехопадении говорит о происхождении сознания из состояния бессознательного Незнание – условие райской жизни. Рай - это царство досознательного. Но человек предпочёл райской вегетативной бессознательной гармонии и целостности горечь болезненного раздвоенного сознания, чтобы испытать судьбу до конца, до глубины. Если бы человек остался в райской невинности и пассивности, он не познал бы Христа и не смог бы достичь обожения. И на выставке представлен промежуточный рубеж человеческого сознания – между прародительским раем и Царством Божием, которое внутри нас есть, т.е. показана мятущаяся жизнь сознания между первоначальной райской досознательной и сверхсознательной целостностью, которая лежит уже «по ту сторону добра и зла».

Символом досознательного «рая» на выставке являются экосистемы, созданные саратовским биологом Кириллом Сураевым. В стеклянных пробирках и колбах представлена микрозелень: традесканции и мхи-бриофиты Они могут расти около года без полива и удобрений в изолированном мире пробирки за счёт собственной жизнедеятельности. Но и этот замкнутый мир требует воздействия извне человека-демиурга: хотя бы раз в год их нужно поливать дистиллированной водой. Жизнь в мире – не рай, вода в нём, увы, не дистиллированная, но современные Адамы и Евы должны через любовь и милосердие потенциальный образ Божий в себе превратить в реальное Его подобие, стать демиургами собственной судьбы, взять руль эволюции в свои руки и открытыми глазами смотреть во все бездны творчества.

Выставку О.А. Хрулёва посвятила британскому актёру, сценаристу и продюсеру Алану Рикману (1946 – 2016), которому 21 февраля исполнилось бы 76 лет. В молодости Рикман окончил Школу искусства и дизайна и Королевский колледж искусств, занимался профессионально дизайном. Но в 26 лет круто изменил свою судьбу, став студентом Королевской академии драматического искусства. Одним из направлений в его театральной жизни стали комедии Шекспира, а за блистательно сыгранных злодеев в кино Алан Рикман становился лауреатом премий «Золотой глобус», «Эмми» и других. Многогранность и незаурядность актёра, широта его человеческого диапазона стали для О.А. Хрулёвой примером для творческого поиска, и выставка «Сад, в котором не растут яблоки» - метафора её собственной рефлексии.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений