Проект «Выставка одной картины». Попков В.Е. «Дети на солнце». 1959

Автор:  Грибанова Марина Владимировна

  • Попков В.Е. Дети на солнце. 1959
Дата мероприятия:  31.01.2022  —  09.03.2022
С 1 февраля 2022 года Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина (филиал СГХМ им. А.Н. Радищева) в рамках проекта «Выставка одной картины» к 90-летию со дня рождения известного советского художника Виктора Ефимовича Попкова (1932–1974) представляет работу «Дети на солнце» (Б., темпера. 57х80. 1959).

Попков Виктор Ефимович родился 9 марта 1932 года в Москве. Закончил Московское художественно-графическое педагогическое училище (1948–1952) и Московский художественный институт им. В.И. Сурикова (1952–1958) (мастерская Е.А. Кибрика). Лауреат Государственной премии СССР (посмертно, 1975).

Виктор Ефимович Попков – яркий представитель поколения шестидесятников. Он вошёл в историю российского искусства стремительно и ярко. В 33 года Виктор Попков стал членом комитета по присуждению Государственных и Ленинских премий, в 1966 году он был удостоен почётного диплома «Бьеннале» на выставке работ молодых художников в Париже за работы «Полдень», «Двое», «Семья Болотовых».

Около двадцати работ художника хранятся в Третьяковской галерее в Москве, одна из них - картина «Строители Братска» (1960), где на полотне предстали волевые герои своего времени, строители показаны не в действии, а в молчаливо-напряжённом предстоянии перед зрителем. Все признаки сурового стиля наши отражение в этом полотне - лаконизм композиции, скупой, мрачноватый колорит, отсутствие живописных изысков и тяготение к локальным цветам, вплоть до плакатности.

На выставке одной картины в нашем музее представлена работа, написанная годом ранее «Строителей Братска». Работа «Дети на солнце» попала в коллекцию хвалынского музея со Всесоюзной выставки «Советская Россия» 1960 года к открытию картинной галереи, которое состоялось 1 мая 1961 года. Открытие картинной галереи в Хвалынске совпало с развитием в советском искусстве «сурового стиля» и сопутствующего ему индустриального пейзажа, отражавшего энергию времени, наполненного героикой трудовых будней, дыханием большой жизни страны. Художники совершали творческие командировки на заводы, фабрики, наблюдали за строительством новых технических объектов, делали натурные зарисовки трудовых процессов, создавая затем серии работ.

В.Е. Попков в 1959 году ездил на строительство железной дороги «Абакан – Тайшет», объявленной комсомольской ударной стройкой. Лист «Дети на солнце» представляет эту серию. В творчестве В.Е. Попкова, при всём их «земном притяжении», из жизненных реалий рождались своеобразные графические новеллы – энергичные и лирические одновременно. «Дети на солнце» - это лист и о стройке железнодорожного посёлка, двухэтажные многоквартирные кирпичные дома которого видны на заднем плане, и о детях тех самых комсомольцев, строивших «Трассу мужества». Разморённые жарой дети разного возраста сидят на большом пне посреди кучи строительных кирпичей во время короткого сибирского лета. Солнце освещает их лица и фигуры, высветляет их одежды, не оставляя на ней теней и уплощая фигуры. За спинами детей пустырь с выгоревшей серо-зелёной травой. В глубине композиции многоквартирные дома, архитектура которых предельно проста и по своему типу больше напоминает бараки. В глубине композиции бульдозер расчищает вырубленную в тайге местность для железнодорожной станции, рядом с которой в будущем, вероятно, возведут новый город. Прорисованные линейные контуры фигур, делают полотна Попкова похожими на агитационные плакаты. Лист решён в пастельных бледных серо-зелёных и палево-жёлтых тонах, передающих состояние знойного летнего полдня. Лаконичный, почти суровый взгляд автора открывает зрителю неожиданную поэзию обыденности. Этот лист написан совсем ещё молодым художником, только начинавшим свой путь в искусстве. К сожалению, жизнь Виктора Ефимовича оборвалась трагически рано. Судьба, как и творчество Виктора Попкова, созвучна судьбам многих шестидесятников, тех, кому так называемая «оттепель» дала возможность раскрыть своё творческое «я» и кто так и не успел договорить чего-то, возможно, самого главного.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений