«Вещь в себе». Предметные натюрморты из собрания Радищевского музея

  • «Вещь в себе». Предметные натюрморты из собрания Радищевского музея
18.01.2022  —  24.04.2022
Телефон:  8 (8453) 55 78 87

«Вещь в себе» - первая выставка 2022 года, проходящая в рамках проекта «Открывая коллекции» в Энгельсской картиной галерее. Она начинает художественный цикл «Искусство натюрморта» и посвящается одному из самых интересных и популярных типов этого жанра - предметному натюрморту. На выставке представлены живописные произведения отечественных мастеров из собрания Радищевского музея, которые охватывают XX век, начиная с конца 20-х годов.

В переводе с латыни - натюрморт - "мертвая природа". Но есть и второе название, более точно определяющее суть жанра - "застывшая жизнь". Это жанр живописи, в котором основную роль играют неодушевленные вещи, а в предметном натюрморте, в основном, рукотворные - музыкальные инструменты, кисти, палитры, посуда из различных материалов, предметы интерьера.
Родиной натюрморта, как самостоятельного жанра живописи, исторически принято считать Голландию, в Россию он проник в начале XVIII века. Первоначально представление о нём было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца XIX века натюрморт в России, в отличие от исторической картины и портрета, рассматривался в качестве «низшего» жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка или фрагмент картины, изображающий цветы и фрукты.

Начало XX века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области композиции, формы и цвета. Всё это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащённый новыми темами, образами и художественными приемами, отечественный натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он прошёл путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. В 1930—1940-е годы это развитие приостановилось, но уже с середины 1950-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъём и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.

Центральное место в экспозиции выставки занимает яркий по колориту, несколько театрализованный по композиции натюрморт 1938 года «Ваза и бумажная роза» А.А. Арапова, признанного мастера отечественного искусства первой половины ХХ века.

На выставке также представлены натюрморты с изображениями типичных для данного жанра предметов – посуда, утварь, книги, зеркала – все то, что окружает нас в повседневной жизни. В экспозиции соседствуют массивная глиняная посуда в натюрморте В.А. Солянова и изящный глиняный горшочек в работе Н.А. Егоршиной «Натюрморт с солью», тонкие, наполненные солнечными бликами металлические чайники на картине Ю.В. Разумовской и архаичные, подернутые ржавчиной железные сосуды в композиции В.И. Шухаева «Сванский натюрморт».

Существенным и ярким дополнением выставки является витрина с произведениями декоративно-прикладного искусства, оживляющими «застывшую жизнь» предметного натюрморта.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений