Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Листая модные журналы…

Автор:  Белонович Элеонора Николаевна - заведующий отделом музеефикации
Чертилина Ольга Владимировна

  • Листая модные журналы…
Дата мероприятия:  10.12.2021  —  06.02.2022
Телефон:  (8452) 22-27-52

В музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова (филиал Радищевского музея на Вольской, 33) работает выставка периодических изданий и предметов декоративно-прикладного искусства конца XIX-начала XX века из собрания Радищевского музея.

«Доставить прекрасному полу в свободные часы

приятное чтение»

Журнал «Модное ежемесячное издание, или

Библиотека для дамского туалета» 1779 г.

Выставка знакомит с русскими и зарубежными журналами мод, предметами декоративно-прикладного искусства конца XIX-начала XX века из собрания Радищевского музея.

Капризная и непредсказуемая мода постоянно меняется, но интерес к ней остается неизменным. На протяжении многих столетий роль современных журналов мод исполняли куклы, одетые в модные туалеты. Они были названы куклами-Пандорами в честь героини древнегреческого мифа – из любопытства она открыла запретный сундук и выпустила в мир несчастья.

Во Франции в XVII веке в парижском магазине на улице Сен-Оноре выставляли для всеобщего обозрения восковые куклы – большую и малую Пандору. Большая Пандора демонстрировала парадные платья, Малая – утреннюю домашнюю одежду, так называемое «неглиже». Манекены также отправляли в европейские столицы – задавать «модный» тон. Есть сведения, что во время перевозки кукол из одной страны в другую, воюющие стороны на время прекращали военные действия. Такие куклы-Пандоры хранятся в парижском музее моды во дворце известной итальянской модницы герцогини Марии Бриньоле-Сале Гальера (Galliera), специально построенном в 1894 году для размещения её частной коллекции.

Зарубежные модные журналы представлены на выставке роскошным изданием с прекрасными литографиями для обеспеченных дам «La Femme chic» («Шикарная женщина»), выходившим с начала 1900-х годов, и первым журналом мод в Германии «Der Bazar» («Базар»), который издавался под редакцией немецкой писательницы и защитницы прав женщин Дженни Хирш.

Историки считают, что первым дамским журналом в России было «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета», выпущенное в 1779 году Н. Новиковым, знаменитым литератором эпохи Екатерины II. Расцвет этого типа периодики относится к концу XIX-началу XX века, когда появилось огромное количество журналов, адресованных женщине – жене, хозяйке и матери. Журналы «Моды», «Мир женщины», «Дамский мир» помимо стихов и классических женских романов с продолжением, содержали статьи по домоводству и рукоделию, советы на все случаи жизни, выкройки моделей одежды. Модные журналы, представляя на своих страницах дам, одетых в пышные юбки с затянутой корсетом талией, отражали идеал женщины того времени – прекрасный хрупкий цветок. Статьи о моде, как правило, переводились из французских журналов и являлись подробным описанием нарядов и аксессуаров. Были заметки и о мужской моде. К текстам прилагались черно-белые гравюры, иногда раскрашенные вручную, позднее – фотографии.

Особым спросом у людей, связанных с модой в силу своей профессии (модистки, портные), пользовались специальные журналы, такие как «Модный курьер», «Модная мастерская», «Домашняя портниха».

К концу XIX века для расширения читательской аудитории многие газеты и журналы стали выходить с бесплатными модными приложениями. Популярны были: «Парижские моды» – приложение к «Ниве», «Новейшие моды и рукоделия» – приложение к «Родине», «Новейшие парижские моды» – приложение к «Живописному обозрению», «Общедоступные моды» – приложение к «Биржевым Ведомостям».

Первым начал выпуск ежемесячного модного приложения «Парижские моды» к журналу «Нива» издатель Адольф Маркс в 1871 году. Вторым по популярности были «Новейшие моды и рукоделия», одно из многочисленных приложений к журналу «Родина», выходившее в издательстве Альвина Каспари.

В русских журналах отразились нововведения в моде начала XX века: отмена корсета, появление платья-рубашки с низкой талией, скрывающего линию груди талии, бедер, постепенно поднимавшаяся выше колена длина юбки.

В послереволюционные годы граждане нового общества, в основном, не думали о моде и носили одежду, которую могли себе позволить. Изменилась задача модной промышленности: создание функционального костюма, удобного для работников, желательно, подходящего и женщинам, и мужчинам. В это время началось интенсивное развитие массового швейного производства готовой одежды.

В 1928 году стал издаваться один из первых советских журналов мод «Искусство одеваться» как приложение к журналу «Красная панорама». Наряду с прославленными изданиями – «Журнал для домохозяек», «Моды и выкройки» – появлялись журналы, выходившие небольшими тиражами, которые вскоре были закрыты за «безыдейность» – «Моды», «Новости моды».

В состав выставки вошли также женские аксессуары, которые не только украшали костюм, но и были обязательным дополнением модного образа, и без которых нельзя было появиться в свете: бисерная сумочка, перчатки, платочек с кружевом.

Давно известно, мода – циклична, и многое из того, что носили десятки лет назад, в обновленном виде возвращается. Часто старые журналы вдохновляют современных модельеров на создание новых моделей одежды. Хочется думать что, рассматривая страницы старинных модных журналов каждый почувствует, что провёл время не просто приятно, но и с пользой.

Ольга Чертилина

Музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова представляет новую выставку из собрания Научной библиотеки и фондов декоративно-прикладного искусства Радищевского музея, и выбранная тема отнюдь не случайна.

«Где я найду моих женщин прекрасных

Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам?» – писал Виктор Борисов-Мусатов весной 1902 года. Уж кто-кто, а создатель живописных элегий и «мелодий грусти старинной» всегда подмечал красивый силуэт женского платья, переливы дорогих тканей, витиеватость кружев. На картинах и фотоэтюдах мастера мы часто видим смешение стилей и эпох: шлейф платья а-ля Ватто из XVIII-го столетия, кринолины XIX века, парики и шали, сдержанные, но элегантные платья начала XX-го, вневременные каскадные юбки и ажурные кофточки. Творчество начинается с игры воображения, фантазии, и как знать, быть может, конструировать свою «красивую эпоху» Мусатову также помогали страницы старых журналов мод.

Выставка, работающая в новогоднее время, надеемся, даст повод для хорошего настроения и подскажет новые творческие идеи.   

Элеонора Белонович


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"