Цикл «Открываем коллекции». Декоративное блюдо «Крестьянка со снопом» С.Б. Прессман. Тема урожая в декоративно-прикладном искусстве
Автор: | Петрова Виктория Евгеньевна |
Софья Борисовна Прессман (1904-2001) —известный художник-керамист, член Союза художников СССР. Она родилась в Минске, училась в Ленинградском высшем художественно-техническом институте (ВХУЕТИН), на факультете керамики. В дальнейшем судьба связала её с Конаковским фаянсовым заводом, где Софья Прессман не раз практиковалась во время обучения.
Конаковкий фаянсовый завод – это одно из старейших предприятий по производству керамики. Он был основан в 1809 году Ф.-Х. Бриннером в селе Кузнецово Тверской губернии. Позже, выкупленный Матвеем Кузнецовым, он вошёл в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова». Национализированный после революции, завод был переименован в честь М.И. Калинина. Новое время диктовало новые темы, завод приглашает в свои стены таких художников и скульпторов, как И.Г. Фрих-Хар, И.С. Ефимов, В.А. Фаворский, И.М. Чайков, С.Д. Лебедева. В 1930 году на завод приходит и Софья Прессман.
Творчество Софьи Борисовны связано преимущественно с керамикой. В фарфоре известно всего несколько ее работ, которые она выполнила ещё во время обучения.
Она разрабатывала темы, актуальные для своего времени, это видно по названиям работ мастера – скульптуры «Первое радио», «Ликбез», декоративные блюда «Спорт», «Пляска». Утилитарная посуда, предназначенная для массового тиражирования, решалась молодой керамисткой в духе модного тогда конструктивизма.
Интересна серия декоративных тарелок Софьи Борисовны, выполненных в одной технике, напоминающей перегородчатую эмаль: рельефное изображение залито в промежутках яркими, сочными красками. Летние мотивы, леса, поля, цветы, отдыхающие люди, пионеры у костра, парочка на качелях – от её произведений веет радостью, любовью к родной природе и людям. К этой серии работ относится декоративное блюдо «Крестьянка со снопом».
В центре блюда на фоне скошенных полей, высокого голубого неба с белыми облаками, в окружении тонких берёз и ярких цветов стоит крестьянка со снопом в руках. Отдыхающая от работы, замершая в любовании природой, она является воплощением человека, живущего в труде и в гармонии с окружающим миром.