Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Россия и Европа в керамике А.П. Боголюбова

Автор:  Петрова Виктория Евгеньевна

Дата мероприятия:  19.11.2021  —  20.03.2022

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева представляет выставку произведений Алексея Петровича Боголюбова «Россия и Европа в керамике А.П. Боголюбова». На ней экспонируется 12 произведений декоративно-прикладного искусства, выполненных из фаянса и расписанных художником в Парижской керамической мастерской.

Все представленные на выставке произведения поступили в коллекцию музея от его основателя, А.П. Боголюбова (1824-1896). Будучи выпускником Морского кадетского корпуса, Алексей Петрович увлёкся живописью и в 1853 году окончил Императорскую Академию художеств. В течение нескольких лет, будучи пенсионером Академии, он путешествовал по Европе. Впечатления от увиденного он отразил в своих живописных работах. Последние два десятилетия своей жизни он провёл в Париже, на лето приезжая в Россию. Именно во Франции, с середины 1870-х годов, и началась деятельность Парижской керамической мастерской русских художников.

В качестве основы для живописи художник использовал керамические блюда, тарелки, пласты, кафели. Тематика его работ та же, что и на холсте – любимые им морские пейзажи, парусники, виды Голландии и Италии, российские сельские просторы. Прозрачность, «акварельность» его манеры письма, впечатление воздушности и пространственности обусловлены хрупкостью и белизной керамической. Монохромность росписи только подчёркивает мастерство живописца, его владение тончайшими оттенками цвета. Зеленовато-коричневой умброй написано штормовое море у берега итальянского города Террачина; пенные волны разбиваются о подножие старой башни. Неспокойное море и хмурые тучи мы видим на кафеле и пласте, расписанных бордово-красной краской; потерпевший крушение корабль и гонимые штормовым ветром парусники – жертвы разгула стихии. Впечатления Боголюбова от путешествия по Голландии отразились в кафеле под названием «Голландский вид» и большом блюде с изображением парусника у берегов городка Схевенинген.

Спокойные и умиротворённые русские пейзажи проникнуты любовью к Родине. Пасторальные виды на небольших пластах «Село Коломенское», «Царское Село», «Зимний пейзаж», тихая речка с заросшими берегами на кафеле дышат покоем. Тонко и воздушно написан вид Петербурга на большом овальном пласте. Рыбаки с сетями, парусник у берега, виднеющиеся городские постройки – всё это напоминает художнику его юность, проведённую в Петербурге.

Увлёкшись сам росписью керамики, Боголюбов привлёк к этому занятию и других русских художников, входивших в его парижский кружок. Опыт, полученный в Европе, воплотился в России в таких творческих художественных объединениях, как мастерская Поленовых, кружок «Среда» и Абрамцевская керамическая мастерская.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры