Коллайдер. Новый авангард. Алекс Гончаренко

Автор: 
Виталий Пацюков, искусствовед куратор, член-корреспондент Российской академии художеств

  • Коллайдер. Новый авангард. Алекс Гончаренко
Дата мероприятия:  28.10.2021  —  30.01.2022

28 октября в 17.00 в пространстве ЭНГЕЛЬССКОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ (филиал Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева) открывается персональная выставка «КОЛЛАЙДЕР. НОВЫЙ АВАНГАРД. Алекс Гончаренко».

Алекс Гончаренко – российский художник, работает в стиле Техно-пангеометрия.

В экспозиции будут представлены работы трех периодов: ранние произведения 1968-1990-х годов, керамика и артобъекты 1990-х-2000-х годов, скульптура и графика последних лет, а также фотографии из архива бабушки художника, Ольги Михайловны Курылёвой (Вельяминовой), которая родилась в Саратове (1904-1990).

Самая ранняя работа, экспонируемая на выставке, создана художником в 1968 году в 13 лет.

В экспозиции Алекс Гончаренко использует стихотворения Виктора Цоя и Марины Князевой-Апушкиной, которые максимально точно отражают смыслы его произведений. Балладу «СМЕЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ. Часы Алекса» Марина Князева-Апушкина написала специально к выставке.

Рассматривая композиции Алекса Гончаренко, мы возвращаемся к истокам культуры геометрии, к её античным слоям, к чертежам и конструкциям, определившим структуру Земли. Художник как бы заново переживает геометрию Евклида, оставляя свои чувственные и вместе с тем умозрительные, глубоко интеллектуальные следы, исследуя нашу планету. Его образное мышление позволяет заново прочитывать аксиомы о параллельных прямых, теоремы о вписывании круга в магический квадрат, искать точки пересечений диагоналей в парадоксальных прямоугольниках, превращая поверхность произведения в таинственный и загадочный панцирь черепахи. В этой системе творческих координат наглядно обнаруживаются классические традиции модернизма, идущие от Казимира Малевича через Эль Лисицкого в сторону Баухауса и одновременно художественный язык рефлексивных форм, создающих новые контексты в задачах по гармонизации хаоса.
Этот опыт вдумчивого всматривания в окружающий мир открывает для Алекса Гончаренко особую оптическую инструментальность, с помощью которой художник отслаивает всё преходящее и случайное, выявляя структурные принципы организации реальности. Очерчивая естественное как идеальное, Алекс даёт ему имя, прикрепляя его к пространству памяти, животворя, уточняя и связуя, топосы нашего неустойчивого бытия, проектируя его новые равновесия. В своих размышлениях он демонстрирует полноту связи числового и визуального, подчёркивая, что в своих истоках человеческая мысль обладала структурой, живым образом и могла существовать только как знак и фигура. Вместе с тем, оптика Алекса Гончаренко наблюдает гармоничеcкие начала любого «события» не в отвлеченных формализованных структурах – ее инструментальность обладает органической тактильностью, переживая мир в его пластических состояниях.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений