Выставка «Миметические пастиш-пародии Александра Степанова»

Автор:  Грибанова Марина Владимировна

Дата мероприятия:  13.07.2021  —  31.08.2021
Александр Владимирович Степанов – екатеринбургский художник, искусствовед и педагог – давний друг Хвалынского художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина (филиал СГХМ им. А.Н. Радищева). Приезжая на отдых в наш город, он всегда привозит новые идеи, превращая их в необычные и интересные проекты, которыми с удовольствием делится с теми, кто проявляет заинтересованность.

На этот раз на выставке представлены его миметические пастиш-пародии. Зритель сразу же знакомится с новыми понятиями: мимесис — подобие, воспроизведение, подражание, а пасти́ш – стилизация («смесь, паштет»). Александр Владимирович в самом названии подчёркивает вторичность образов. Он не создаёт новое, а повторяет стили знаменитых мировых авангардистов. То есть, «как» сделать миметическую пародию ему подсказывают великие предшественники, а вот «что» написать - это его собственная идея. Он попытался увидеть хвалынскую пожарную каланчу глазами М. Шагала, Л. Поповой, О. Розановой, Де Кирико, Х. Сутина, Ж. Миро, М. Ларионова, В. Кандинского, П. Мондриана, И. Клюна, П. Клее, И.Пуни, А. Богомазова и Х. Руо. Конечно же, сама идея возникла неспроста: именно пожарная каланча, как одна из достопримечательностей нашего города, стала для художника Музой-вдохновительницей.

В работе «Шагал и хвалынская пожарная каланча» фантазия смешивается с реальностью, где каланча находится в отдельно сотворённом мире, пространство и предметы искажены, будто во сне. Сквозь провинциальные кружевные занавески, которые ассоциировались у художника с живописным Витебском - городом церквей и синагог, виднеется летящая каланча, а на первом плане известный всем автопортрет Марка Шагала с семью пальцами на руке, считалось, что как Бог создал мир за семь дней, так и художник создавал свои работы, используя заветное число «7».

«Музыкальная композиция», выполненная в стиле Кандинского, возникает подобно тому, как музыка рождается и звучит внутри композитора.

Или работа, имитирующая стиль Жоана Миро, для которого реальность была удобной отправной точкой для долгих и бесконечно увлекательных путешествий в мир, который находился где-то между небом и землёй. В работе Степанова присутствуют изображения глаза, лестницы уходящей в небо, которые часто встречаются на картинах Миро, а «рогатая» пожарная каланча может напомнить зрителю скульптуры испанского художника, символизирующие женщин и материнство.

Одной из самых угадываемых стала работа, имитирующая «лучизм» Михаила Фёдоровича Ларионова, где каланча предстала перед зрителем как мираж, появившийся в раскалённом пересечении лучей.

Зритель выставки получает не только изрядную долю цвета, юмора, но и знакомится со стилевой квинтэссенцией того или иного мастера.

Степанов Александр Владимирович - родился в г.Магадан 29 января 1949 года. Окончил Уральский государственный университет им. А.М. Горького, специальность искусствовед. Общий педагогический стаж более 30 лет. Организатор свыше 500 выставочных проектов. Участник городских, областных, межрегиональных, всероссийских, международных художественных выставок. Член Союза художников России с 1997 года.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений