Пророков Б.И. «Нет, нет, нет». Проект «Выставка одной картины»

Автор:  Грибанова Марина Владимировна

  • Б. Пророков. Нет, нет, нет. 1962
С 1 июня по 1 июля 2021 года Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина (филиал СГХМ им. А.Н. Радищева) в рамках проекта «Выставка одной картины» представляет работу Пророкова Б.И. 1962 года «Нет, нет, нет» (картон, темпера. 74х104 см.).

Борис Иванович Пророков (1911-1972) родился 9 мая в городе Иваново (Вознесенске) в семье колориста ситценабивной фабрики и певицы. В творческой семейной атмосфере и формировалось будущее мировосприятие художника.

С 1929-1931 – Борис Иванович учился во ВХУТЕИНе (Москва), в 1930-е – служил в рядах РККА, работал в журналах «Смена», «Крокодил». Начало деятельности совпало со временем зарождения фашизма в Европе. Работая в газете «Комсомольская правда», Пророков обращался к политической сатире на международные темы.

В годы Великой Отечественной войны Б.И. Пророков побывал почти на всех фронтах, работая в качестве военного художника. Ему пришлось пережить все тяготы и лишения военного времени: голод, холод, бессонные ночи, бомбёжки, обстрелы, ранения, участвовал в боях и рукопашных схватках, спасался с тонущего корабля и самолёта.Тяжёлые последствия двух контузий на войне лишали возможности полноценно творчески работать: порой художник целиком терял трудоспособность на месяцы и даже годы. Но до последних дней Борис Иванович оставался в строю. Через нестерпимую боль, вставал к мольберту, работал лёжа, делал наброски, вёл дневник, диктовал записи жене.Тема войны в творчестве Бориса Пророкова являлась одной из главных. В своих воспоминаниях художник делился: «Всё сделанное является отражением не только дум и чувств, но виденного где-то, когда-то и к тому же пережитого. Война для меня не окончена, пока существуют реальные бомбы, снаряды, тюрьмы, танки, я не могу заниматься абстрактными вещами. Всё, что я делаю, всё это моё, всё живёт во мне, всё глубоко личное. Художник должен изучать жизнь своего народа всегда, до конца дней своих. Надо ездить, надо ходить. Не надо рисовать того, чего не знаешь. Это закон!».
В 1950-1960-е годы Пророков создаёт серии станковых работ, 3 из которых принесли ему всемирную известность: «В Европе американцы», «Это не должно повториться!» и «Сыну». Серия «Это не должно повториться!» – главная в жизни художника – реквием по умершим, напоминание живущим, предостережение будущим поколениям. В работах Пророкова весь накал ненависти к войне, они напоминают о кошмаре войны не для того, чтобы войной пугать, а для того, чтобы мобилизовать на борьбу с ней. Это было и оставалось главной задачей для художника и в мирное время.
Работа «Нет, нет, нет», которая хранится в фондах художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина, была подарена автором в 1966 году. На обороте её есть дарственная надпись, выполненная художником, и есть указание на то, что работа относится к серии «Красное и чёрное». Кроме этой работы, в эту серию вошли: «Красное знамя», «Правда бессмертна», «Чёрным силам – чёрный конец», «Да здравствует свобода». Пафос красного и чёрного – этих двух решающих красок эпохи – определил для Пророкова цветовую гамму того времени, когда гремели социальные взрывы и потрясения. И хотя в работе, хранящейся в музее К.С. Петрова-Водкина нет красного цвета, а преобладают тёмные - синие, серые и чёрные краски, но сам художник говорил об этой серии так: «Это впечатления минувшей схватки с фашизмом, помноженные на мысли об угрозе новой войны. Мысли о свободе, выношенные, выстраданные за последнюю четверть века. И на основании опыта – взгляд в будущее. Поджигателей войны ждёт чёрный конец. Правда бессмертна, и свобода восторжествует на всей Земле. Это мои глубокие и непоколебимые убеждения».

Художник создавал десятки набросков, эскизов, вариантов к сериям, нередко он обращался к этим темам и после того, как серии были показаны зрителю. В собрании государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля хранится ещё один вариант на эту же тему, но большего размера, где Пророков использовал красный и чёрный цвет. Возможно, работа из музея К.С. Петрова-Водкина является одним из первых подступов к этой серии, когда художник не до конца определился с колоритом и её названием.

В глазах мужчины, рвущего кандалы, ощущается немой крик и неистребимая надежда всё преодолеть, во что бы то ни стало. Период создания серии «Красное и чёрное» совпал с окончанием времени «оттепели». Это год, когда в Новочеркасске рабочие вышли на площадь, протестуя против повышения цен. Забастовка была подавлена силами армии и КГБ. В СССР появились диссиденты, боровшиеся за права человека, и Борис Пророков создаёт серию, посвящённую борцам за торжество правды, свободы и справедливости.

Всю серию работ «Красное и чёрное» выставком отклонил в 1963 году. Так об этом написал Борис Иванович в своём дневнике: «Отклонили, нет, отвергли мою серию «Красное и чёрное» Ну, что же! Надеюсь, верую / Вовеки не придёт/ Ко мне / Позорное благоразумие».

Для Бориса Пророкова примером творца был Микеланджело, он высоко ценил его «Рабов», в которых видел «завещание свободолюбивого гения»: «…его «Рабы» нам говорят: из каменных лап рабства вырваться трудно, но стремиться к этому надо. Одни погибнут, но другие освободятся». Таким борцом за свободу был и сам художник, написавший в своём дневнике: «Видит бог, я бился до последнего патрона. И вот говорю: трижды: да здравствует жизнь после меня! Ради этого я жил и боролся».

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений