Выставка Ф.Г. Пичиенко. «Размазан небосвод небрежно кистью…» (К 105-летию со дня рождения)

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

В художественно-мемориальном музее К.С.Петрова-Водкина (филиал музея им. А.Н. Радищева) 2 марта открылась выставка Ф.Г. Пичиенко (1916 -1998), посвящённая 105-летию со дня рождения художника, краеведа, журналиста, директора краеведческого музея (1963-1986).

Работы, представленные на выставки – из фондов музея К.С. Петрова-Водкина, своим существованием во многом обязанном подвижнической деятельности этого интереснейшего человека, для которого работа в музее была истинным служением.

Именно Пичиенко пополнил фонды музея раритетами: произведениями известных мастеров – Семёна Чуйкова, Кукрыниксов, Владимира Фаворского, Аристарха Лентулова, Климента Редько, Бориса Неменского, Николая Ромадина, Бориса Пророкова, Юрия Пименова и других. Он добился присвоения картинной галереи имени Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина в 1963 году, тогда ещё «опального» художника. Фёдор Григорьевич был одним из тех, кто верил в бессмертное имя Кузьмы Сергеевича. Ему принадлежит идея создать в доме родителей художника мемориальный музей. В начале 1980-х годов он начал переписку с дочерью художника Еленой Кузьминичной, которая поддержала это начинание и много сделала для её воплощения.

Фёдора Григорьевича знали в Хвалынске многие жители, но мало кто знал, что он был профессиональным художником и родился не в Хвалынске, а Астраханской области. Он учился в Астраханском художественном училище у известного художника П.А. Власова. Именно от Власова, который в 1896 году вместе с учениками – Борисом Кустодиевым, Иваном Горюшкиным-Сорокопудовым, приезжали в Хвалынск на этюды, он узнал о городке, затерянном в лесных пространствах на берегу Волге. В 1937 году Фёдор Григорьевич приезжает в Хвалынск, работает в школах города и района, преподаёт рисование, часто бывает в краеведческом музее у хвалынского художника В.Ф.Орехова, работавшего там научным сотрудником, интересуется историей города. Позже, став директором музея, занятий живописью и рисованием не оставлял: этюдник всегда стоял в его кабинете и в свободную минуту он не упускал возможности взяться за кисть или карандаш. После ухода на пенсию в 1986 году серьёзно занялся акварелью и преуспел в ней. Акварель очень непредсказуемая техника, особенно при работе по мокрому листу, а именно этот приём использовал Фёдор Григорьевич. Красочное пятно моментально растекается, превращаясь в самые затейливые формы, создавая неожиданные эффекты, и нужен длительный опыт работы в этой технике, чтобы суметь подчинить красочное пятно своему замыслу. В таких акварелях, как «На пруду», «Зима в Черемшанах», «Перед дождём», Фёдору Григорьевичу удалось «обуздать» акварель, здесь он живописует, даёт возможность краске «выговориться» во всю её возможную силу.

Фёдор Григорьевич работал в различных жанрах, но предпочтение, как истинный краелюб, отдавал пейзажу. Главными «персонажами» его произведений становились улицы и окрестности Хвалынска. Он часто говорил, что «Хвалынск – это любовь на всю жизнь». И, конечно, будучи волжанином по рождению, Фёдор Григорьевич часто писал родную реку. Он стремился, как можно полнее запечатлеть в своих работах прекрасные волжские пейзажи, когда солнце то спрячется за облака, придав природе строгий суровый вид, как в «Осени на пляже», то заблещет, засверкает на безбрежных водных просторах, как в этюдах «Пляж. Хвалынск», «У причала». Эти состояния реки, когда свежий ветер всколыхнёт воду и гребни волн украсит бурными, беспрерывно бегущими вперёд белячками, переданы немудрёными средствами, но очень узнаваемы. Чаще всего он обращался к камерному пейзажу с озерцами, протоками, песчаными косами. Многие уголки старого Хвалынска остались только на этюдах Пичиенко – это целый пласт художественного осмысления города, форма исторической памяти, сохранением которой Фёдор Григорьевич посвятил всю свою жизнь.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений