Святые лики православия. Выставка икон, медного и художественного литья из собрания Радищевского музея

  • Святые лики православия. Выставка икон, медного и художественного литья из собрания Радищевского музея
Дата мероприятия:  04.03.2021  —  06.06.2021

Согласно православному вероучению святые — это люди, наделенные не только всеми человеческими добродетелями, но и находящиеся в живом общении с высшими силами. Во все времена люди тянулись к ним, и еще при жизни вокруг них собирались последователи, ищущие поддержки и помощи. На Русь обычай почитания святых пришел вместе с принятием христианства в 988г. К лику святых причислялись мученики, монахи, аскеты и подвижники веры, дававшие пример праведного и чистого служения Богу, укреплявшие и защищавшие церковь. Повсеместно писались иконы с их изображением, собирались сведения о жизни великих праведников, записывались жития.

На выставке представлены разнообразные памятники церковного искусства из собрания Радищевского музея с целью наиболее полного и широкого освещения пантеона православных святых России. Их изображения занимают как центральное место, так и приписываются на полях, или же составляют многофигурную композицию, посвященную тому или иному празднику.

Центральная часть экспозиции посвящена большим храмовым образам XIX в.: «Серафим Саровский» — великий подвижник Русской Церкви, «Архидиакон Стефан» — святой апостол первомученик и «Святой Харалампий» — . Их окружают прекрасные памятники поздней иконописи конца XVIII-XIX вв., сочетающие в себе основные черты традиционного, канонического стиля и светского письма, а именно: реалистичную пластику фигур, классические соотношения пропорций и тончайшие лессировочные проработки ликов и одеяний. Икона «Царица Александра и Николай Чудотворец» XIX века, изображает святых покровителей российских императоров с супругами — Александры Фёдоровны и Николая I, и Александры Фёдоровны и Николая II. Икона «Явление Пресвятой Богородицы Преподобному Сергию Радонежскому», написанная в XIX в., рассказывает о чуде из жития основателя Троице-Сергиевой лавры, представителя деятельного исихазма, основоположника русского старчества. Многочисленны и разнообразны изображения святителя Николая и Пантелеймона целителя. Русская православная церковь верит, что жизненный опыт человека, его личность сохраняются и после смерти, поэтому перед долгой дорогой люди обращаются к Николаю Чудотворцу, который в своей земной жизни молился о моряках и путешествующих, а во время тяжелой болезни ищут покровительства целителя Пантелеймона, бывшего врачом. Святые защитники земли Русской изображенные на иконах XIX в. «Иоанн воин», «Святой Георгий» и «Александр Невский». Особый интерес представляют минеи или минейные иконы — изображения праздников и святых, размещенные на одной иконе в соответствии с порядком церковного календаря, как например, на иконе «Минея. Март», конец XVIII в.

В витринах находятся медные старообрядческие кресты, иконы и складни конца XVIII – XIX вв. Святые в старообрядческом литье не особенно многочисленны. Из сотен имен, входящих в святцы, в литье воплощаются не более двух десятков. К распространенным в литье образам следует отнести и изображения мученицы Улиты и ее сына младенца Кирика, которым посвящали как отдельные иконы, так и вводили в состав многофигурных композиций; особой популярностью в старообрядческой среде пользовались медные иконки с изображением Антипы Пергамского, призванного отличать истинное от ложного и поддерживать в вере; очень трогательны небольшие образы мученика Никиты, побивающего беса; лаконична в своей пластике эмалевая иконка с первыми национальными святыми – князьями-мучениками Борисом и Глебом. Изображения святых также являются неотъемлемым элементом представленных на выставке эмалевых распятий и складней.

Таким образом, поистине сложно переоценить народную любовь к православным святым, которые зачастую оказывались наиболее близки и понятны простому человеку. Стоит отметить хотя бы то, что четыре из пяти рядов иконостаса состоят практически полностью из изображений святых. Их жизнь всегда являлась идеалом нравственного совершенства, а сами они выступают в роли защитников, к которым можно обратиться в трудный момент за исцелением телесным и духовным. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений