Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Портрет на фоне эпохи

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

Дата мероприятия:  17.01.2014  —  18.02.2014
Телефон:  (84595) 2-10-94
Стоимость билета:  10 руб.

На выставке «Портрет на фоне эпохи»  1940-1970-х годов из основного фонда художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея) собрано на небольшом пространстве 19 персонажей разных возрастов, полов, положения, статуса, национальностей. Наш выставочный «перформанс» отчасти посвящён коммунальной квартире, где могли проживать эти персонажи во времена создания этих портретов. Ведь «коммуналки» - не только порождения социальных процессов 20-х - 50-х годов ХХ-го века, но они остаются актуальными и в наши дни. Их расселение стало возможным только с середины 1950-х, в преддверии «хрущёвской оттепели», когда усиленно началось строительство малогабаритных квартир – «хрущёвок» со всеми удобствами, позволившим многим жителям коммуналок почувствовать себя собственниками жилья сначала в Москве и промышленных центрах, а затем и во всех городах огромной страны. Да и здание картинной галереи, принадлежавшее когда-то городскому голове города А.В. Радищеву, а после революции отнятое у его наследников, соответствовало «постановлению об уплотнении больших городских квартир» в 1920-е годы. Переселению рабочего Петрограда в бывшие буржуазные квартиры посвящена и картина К.С. Петрова-Водкина «Новоселье» (1937). Эта картина тоже немало способствовала созданию нашей концепции. Не стоит думать, что в коммунальных квартирах жили и до сих пор живут неадекватные граждане с сомнительной репутацией. Этот стереотип совершенно оторван от реальности. Вспомните хотя бы героев известных фильмов «Девушка без адреса», «Покровские ворота», «Пять вечеров»… В нашей «коммуналке» собрались тоже вполне достойные люди, к сожалению, имена многих из них стёрты временем, что тоже характерно для эпохи, когда коллектив был важнее личности, типическое важнее индивидуального. Имена имеют только дети и очень редкие взрослые, но в основном в названиях фигурируют гендерные, национальные и возрастные признаки или обозначение профессий – лаборантка, рабочий рыбпромхоза, плотогон, капитан, тракторист, капитан, сборщица хлопка, молодой человек, женский портрет, девушка, мальчик, казашка, туркменка. Многие из изображённых ушли уже в мир иной, а дети с портретов, вероятно, уже сами стали дедушками. Это выставка о людях и их «исчезновении», а также об искусстве, способном запечатлеть мгновение, превратить его в ускользнувший, однако пойманный образ прошлого. Ведь мир - это просто тесное место, где сосуществуют прошлое и настоящее и где странным образом связаны живые и мертвые.

19 персонажей – неслучайная цифра - столько же их в «Новоселье» Петрова-Водкина. На картине они разбиты на пять групп, «изолированных» друг от друга темами разговоров, отношениями, но связанных пространством комнаты. Мы тоже на каждой экспонируемой стене попытались связать персонажи тематическим «диалогом». Например, на одной стене экспонируются портрет в пейзаже старого железнодорожника Ф.Н. Новинского (А.И. Бородин. 1957), «Плотогон» (Е.П. Мосин. 1959) и портрет «Ванюшка» (И.М. Новосельцев. 1958). Все трое вполне могли бы жить в одной квартире, пересекаться на общей кухне, две мужчин могли вести разговор о житье-бытье страны на огромных пространствах, которые им пришлось благодаря профессии, повидать, а мальчик Ванюшка мог с интересом и мечтами о приключениях слушать их неторопливые воспоминания. На другой – молодой, углублённый в свои мысли, человек, вероятно, студент (И.М. Новосельцев. 1967) - мог быть внуком старого колхозника С.М. Шестопалова (Ф.Г. Пичиенко. 1977) или старшим братом Саши (В.А. Андреев. 1958) и пионерки (Жуков. 1947). Все экспозиционные стены связаны не только общим пространством зала, но ещё и перекличкой манер. Несмотря на то, что на выставке представлены портреты, выполненные художниками, исповедующими соцреализм, делавшие ставку на «теорию отражения», которую вычитали из «Философских тетрадей» В.И.Ленина, но на практике этот, в общем-то, цельный стиль оказывался довольно плюралистичным. Это различие в манере определялось, вероятно, обращением того или иного художника к разным методам и традициям. Как отметил В. Турчин: «Собственно весь соцреализм – это просто развитие неиспользованных возможностей предшествующего времени, несколько «придавленных» авангардом. Всякая история возникает в «истории» дважды, сперва, когда творится, а потом – когда может потребоваться для перепроверки ещё раз, чтобы узнать, нет ли там «запасов», и эта историческая закономерность не обязательно строится на механизме «трагедия – фарс». ХХ век, глубоко самоудовлетворённый, повторил свои же эстетические опыты, помножая их». В портретах А.И. Бородина, И.М. Новосельцева, П.А. Гришина, М.П. Жукова, Б.И. Давыдова чувствуется перекличка с исканиями передвижников, и в первую голову с работами Репина, а пленэрное решение образов, где человек сливается с окружающей средой уже не являющейся фоном, напоминают портреты В.А. Серова - те же светлые звучные краски, та же лёгкая прозрачная их кладка широким слитным мазком, мягко идущим по форме. В 1960-е годы создаётся много портретов-фигур, которые пришли на смену погрудным портретам 30-50 годов, в них поза, жест героя играют столь же важную роль, как и выражение его лица. Например, крепко скомпонованный образ полный внутреннего накала создан в И.М. Новосельцевым в «Портрете молодого человека» - сконцентрированном образе поколения 60-х. В изображении современника подчёркнуты работа мысли, самоуглублённость, сложность творческого интеллекта - отсюда сдержанный, но глубокий и напряжённый тональный колорит, чёткость силуэта, резкая, почти графическая очерченность контура.

В простоте и уравновешенности композиций, в тональной собранности и сдержанности колорита портретов Е.В.Ильина («Юный тракторист»), П.И. Родина (Портрет сборщицы хлопка») вспоминается стиль поздних передвижников, таких, как И.П. Богданов, В.Н. Бакшеев, К.В. Лебедев. Е.П. Мосин в «Плотогоне» создаёт народно-эпический образ упрощёнием живописной манеры, идущей от силуэтности и лаконичности колористических структур модерна. В «Плотогоне» есть мужественность и большая жизненная энергия. Это ощущается и в решительном повороте головы, и в открытом, пытливо устремлённом на зрителя взгляде. Труд человека передан Мосиным в героическом ореоле.

«Тесная» жизнь обитателей коммуналок советской эпохи, совершенно разных и к тому же чужих друг другу людей, приводила к конфликтам, ссорам. И здесь, на выставке есть два портрета - Е.М. Бебутовой (Портрет молодой женщины») и В.М. Лобова («Портрет женщины с клипсами») артистичных, воздушных, ни на кого непохожих женщин. Как будто в стаю синичек залетели по ошибке яркие тропические птички, да так и остались, потому что лететь некуда было. Но и отсутствие внешней взаимосвязи этих двух дам с остальными «обитателями» дома, с лихвой компенсируется общностью, собранностью психологического состояния, единой духовной атмосферой.

Коммуналки стали своеобразными «родовыми гнёздами» времён социализма для миллионов людей. Разные люди, известные и неизвестные, со своими радостями и печалями, успехами и неудачами, со взлётами и падениями, с тревогами и надеждами, прошли через коммуналки, проживая в них от рождения до старости. Праздники отмечали сообща, и в горе были рядом. Конечно, жизнь в коммуналках, на виду у всех, была не сахар, но о некоторых из них люди вспоминают с ностальгией, особенно если доживают они свой век в одиночестве, в молчащих стенах отдельных квартир, с которыми их мало что связывает. А там были люди, соседи, с которыми столько прожито... Попытка выпрыгнуть из царства необходимости в царство свободы ведёт к распаду общности, а следом – личности. Может быть, поэтому жанр портрета сейчас переживает не лучшие времена. Нам хотелось на этой выставке собрать вместе героев прошлых времён, чтобы зрители, взглянув в глаза изображённых людей, ощутили ностальгию по общности, по человеку…

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"