В Балаковской картинной галерее работает выставка «Ар-нуво: Детали эпохи»

Автор:  Фёдорова Наталья Васильевна

  • В Балаковской картинной галерее работает выставка «Ар-нуво: Детали эпохи»
01.12.2020  —  07.02.2021

В Балаковской картинной галерее работает выставка «Ар-нуво: Детали эпохи» из библиотечного фонда Радищевского музея. Вошедшие в экспозицию книжные издания рубежа XIX-XX веков знакомят с изящным орнаментом эпохи Модерна.

В иллюстрациях книг и журналов представлены разнообразные элементы, разработанные художниками этого периода. Зачастую неприметные детали декора остаются без внимания, хотя они играют важную роль в создании целостного художественного образа, придают особую красоту и гармонию архитектурным ансамблям, предметам декоративного и изобразительного искусства. В эпоху Модерна интерьеры и фасады зданий украшались кружевом решеток, винтовыми лестницами, витражами и изящным декором с плавно изогнутыми линиями, асимметричными композициями, причудливыми растительными и животными мотивами.

Принято считать, что Модерн, получивший широкое распространение на рубеже XIX-XX веков, наиболее ярко проявился во Франции, где его именовали Ар-нуво (Art Nouveau). Так назывался художественный салон, открытый в 1895 году в Париже, ставший центром ежегодных Всемирных выставок. В экспонатах, демонстрирующих индустриальные достижения разных стран, проявился тот синтез ремесла и искусства, к которому стремились художники эпохи. Выступая против шаблонов, засилья массового производства товаров, мастера создавали уникальные предметы обихода, настоящие произведения искусства. Основными критериями для них служили: простота, красота, органичность и функциональность.

Мода на красивые интерьеры с изысканной обстановкой давала художникам возможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал. Кроме мастеров-прикладников, создававших шедевры декоративного искусства, целая артель художников-графиков и декораторов разрабатывала образцы орнаментов для текстиля, мебели, плафонов, керамики, металлических и ювелирных изделий. В своих работах они обращались и к абстрактным, и к стилизованным цветочным узорам, использовали пастельные или, наоборот, очень яркие цвета. В лаконичности палитры, выразительных линиях рисунка и сюжетах проявилось влияние искусства Средневековья и Востока.

Настоящим источником вдохновения для художников того времени служила окружающая природа с ее неисчерпаемыми богатствами. Множество созданных в то время произведений повторяли характерные для природных форм переплетения и изгибы линий. Внимательно изученное растение или насекомое, маленькая деталь чудесным образом превращались в затейливый узор на ткани, роспись на стекле или фарфоре, изящную металлическую конструкцию.

Эти удивительные способы превращения растений и насекомых в художественное произведение демонстрируют представленные на выставке редкие французские издания рубежа XIX-XX веков из собрания Радищевского музея.

Вошедшие в экспозицию иллюстрации из парижского издания Эжена Грассе «Растения и их декоративные применения» (1896) и альбома «Декоративные образцы» (Штутгарт, 1904) показывают, насколько неиссякаема фантазия и оригинальна трактовка окружающего мира у художников, работающих в едином стиле. Графические листы, включающие в себя орнаментальные бордюры, картуши, виньетки, плафонные мотивы, образцы для мебели, керамики, металлических и ювелирных украшений знакомят с творчеством многих зарубежных художников. Среди них Морис Дюфрен, Жорж Буржео, Рене Боклер, Отто Прутшер, Рольф Гейлинг, Жюльетт Милези, Анна Мартен.

Замечательный художник Морис Пийар-Верней, автор книги «Этюды растений и их использование в художественной промышленности» (1908), тщательно изучив окружающую флору и фауну, подробно описал и прекрасно проиллюстрировал декоративные возможности природных форм. Тексты страниц этого иллюстрированного издания украшают изображения бутонов или стеблей ириса, хризантем, чертополоха; початков кукурузы; крыльев бабочек и стрекоз.

Растительный и животный орнамент модерна нашел свое место и в журналах, посвященных прикладному искусству, интерес к которому пришелся на тот период. Во Франции, например, был очень популярен журнал «Искусство и декорация» («Art et Decoration»), выходивший с 1897 года. Он содержал тематические статьи о декоративном искусстве с качественными иллюстрациями, исполненными, зачастую, в технике литографии. В каждом номере журнала объявлялся конкурс на изготовление обложки, афиш, эскизов и образцов орнамента. В представленных на выставке номерах журнала начала 1900-х годов можно увидеть орнаментальные рисунки, выполненные Жоржем де Фера, Эженом Аленом Сегюи, Эдуардом Бенедиктусом и другими художниками эпохи Ар-нуво.

Их замечательные произведения, украсившие книжные издания рубежа XIX-XX веков, поражают богатой фантазией, высоким мастерством и изысканным вкусом. Кроме того, они наглядно показывают возможность перехода от малых деталей и форм к большому стилю.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений