Л.А. Радищев: «Портрет Н.Ф. Багаевой». Проект «Выставка одной картины»

Автор:  Грибанова Марина Владимировна

  • Л.А. Радищев. Портрет Н.Ф. Багаевой. 1944
С 22 ноября по 31 декабря 2020 года Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина (филиал СГХМ им. А.Н. Радищева) в рамках проекта «Выставка одной картины» представляет работу Л.А. Радищева (1870-1945) «Портрет Н.Ф. Багаевой» 1944 года.

Радищев Лев Алексеевич – живописец, график. Родился 30 ноября 1870 г. в семье городского головы Хвалынска, старшего внука А.Н. Радищева, Алексея Васильевича Радищева. В доме Радищевых в настоящее время находится картинная галерея имени К.С. Петрова- Водкина.

С детского возраста Лев Радищев начал рисовать и сочинять стихи и сказки, владел многими музыкальными инструментами. С 1901 по 1902 гг. учился в рисовальной студии Саратовского ОЛИИ у М.Ф. Корнеева, В.В. Коновалова, затем брал частные уроки у М.К. Клодта в Санкт-Петербурге, а с 1902 года - в школе Нечаевой-Званцевой в Москве у Н.П. Ульянова. В 1905 году в Париже учился в частной академии Гранд Шомьер. В дореволюционные годы увлекался литературным и живописным символизмом. Автор книг «Морские дыхания» (1912), «Ветерки и вихри» (1912), «Стихи и сказки» (1914); с иллюстрациями автора. В эти же годы выполнил росписи в стиле модерн в Хвалынске в доме отца (отреставрированы в 2019 году).

С 1924 по 1930 жил в Саратове, давал частные уроки рисования и музыки, работал учителем рисования в школе, художником-оформителем в журнале «На путях коллективизации», в Доме-музее Н.Г.Чернышевского, сотрудничал с музеем краеведения. Участник выставок в саратовском музее им. А.Н. Радищева в 1915, 1927, 1929 гг.

В 1930-1931 жил в Москве, выполнял оформительские работы для глазных клиник, чертежные работы в бригадах лесомелиорации, лесомеханизации.

С 1932-1941 жил в Ленинграде, работал чертёжником в Гидроинституте (отделение водного кадастра), выполнял заказы Ленинградского общества физиологов им. Сеченова, физиологического института им. Павлова АН СССР (известно, что писал портреты академиков И.П. Павлова и Л.А. Орбели). Участник выставок в Доме искусств им К.С. Станиславского.

В 1941 году эвакуировался в Хвалынск и по1944 год жил на родине. Работал в Кооптехникуме, подрабатывал в артели, расписывая свистульки и детские коврики. В последний год пребывания в Хвалынске работал научным сотрудником в краеведческом музее. В конце 1944 вернулся в Ленинград.

Представленный на выставке «Портрет Н.Ф. Багаевой» был написан 1944 году и отреставрирован 1991 году в Москве. На портрете изображена жительница Хвалынска Надежда Феоктистовна Багаева, в замужестве Егорочкина. Выяснилось, что в Хвалынске проживают потомки Надежды Феоктистовны, внучка и правнуки. От правнуков Анатолия и Николая Большаковых удалось узнать, что Надежда Феоктистовна родилась в 1892 году в Хвалынске, училась в женской гимназии. Дважды была замужем, родила двух дочерей Алевтину и Раису. Известно, что Егорочкин Григорий Васильевич – второй муж Багаевой, родился 13 ноября 1880 года. Семья Егорочкиных владела торговой лавкой и садами в Хвалынске. Дом, в котором они жили, по словам Большакова Анатолия Львовича, сохранился и по сей день, он находится по ул. Красноармейская,74. После революции 1917 года семья Егорочкиных, как и многие зажиточные семьи, распалась, сестёр Григория жизнь разбросала по городам и странам - Санкт-Петербург, Турция, Германия. Григорий Васильевич остался один в Хвалынске, окончил курсы бухгалтера и работал в конторе. Умер Григорий Васильевич в 1947 году. Надежда Феоктистовна прожила долгую жизнь и умерла 1982 году в возрасте 90 лет.

На портрете погрудное изображение молодой женщины лет 30-ти в профиль влево.Тёмно-каштановые густые вьющиеся волосы облегают голову плотной шапкой и оттеняют розовый цвет лица с нежным румянцем. У женщины правильные черты лица: прямой нос, тонкие черные брови и светлые большие глаза. Надежда Феоктистовна одета в чёрное платье с v-образным вырезом, на шее завязанный галстук с брошью. Портрет написан на голубовато-серебристом фоне с переходами в нижней части в зеленовато-голубой.

К сожалению, неизвестны обстоятельства, при которых был заказан и написан портрет. Правнук Надежды Феоктистовны - Большаков Анатолий Львович предоставил её фотографию 1920-х годов, с которой, вероятно, и написан портрет, потому что в момент его написания в 1944 году Н.Ф. Багаевой-Егорочкиной было 52 года, а на портрете она гораздо моложе и изображена в том же ракурсе и одежде, что и на фотографии. Фотография позволила сделать вывод о том, что художник сумел передать не только портретное сходство, но и световоздушную атмосферу, в которую погружена портретируемая женщина.

«Портрет Н.Ф. Багаевой» - одно из последних произведений Л.А. Радищева, которое дало возможность погружения в историю ещё одной хвалынской семьи и представляет в коллекции галереи творчество художника, который родился и вырос в доме, где она расположена.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений