«Труды плодов твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет» (127-й псалом Давида)

Автор:  Анашкина Елена Эдуардовна

27 сентября– 30 ноября

Картинная галерея имени К.С. Петрова-Водкина, ул. Ленина, 89

Цены на билеты

тел. (84595) 2-10-94

27 сентября 2013 года в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина (филиал СГХМ им. А.Н. Радищева) открылась выставка иллюстраций к книге «Житие и сказание отчасти чудес преподобного Василия Нового и видение ученика его Григория». В августе нынешнего года коллекционер из города Балакова Александр Михайлович Сильянов передал в дар нашему музею старинное издание этой книги. Данное издание было осуществлено в 1911-1912 гг. в Христианской типографии при Преображенском богадельном доме в Москве. Известная федосеевская типография действовала до 1917 года. Книги, напечатанные этой типографией, широко распространены среди всех старообрядцев-беспоповцев вплоть до настоящего времени. «Житие Василия Нового» - лицевое издание на церковнославянском языке, в кожаном переплете с тисненым орнаментом, напечатано на плотной, вержированной бумаге, в книге 43 хромолитографии, выполненные в традиции древнерусских миниатюр.

Житие этого православного святого было написано во второй половине X века, распространялось по всему славянскому миру в виде многочисленных списков с миниатюрами. Как литературный памятник совмещает в себе традиционное повествование о жизни святого с эсхатологическими видениями, включающими две части: посмертные мытарства преподобной старицы Феодоры и видение Страшного суда, явленное Григорию. Сначала популярность «Жития Василия Нового» на Руси была связана с процессом христианизации, в XIV веке с идеями исихазма, в конце XV века с ожиданием конца света в связи с истечением 7000 лет от сотворения мира. Со второй половины XVII века книга получила большое распространение в среде старообрядцев, также ожидавших близкого конца света и пришествия антихриста. С конца XVIII века оно неоднократно издавалось старообрядческими типографиями.

Преподобный Василий Новый жил на рубеже IX-X вв. На протяжении многих лет он проводил подвижническую жизнь в уединенной пустыне, был привезен в Константинополь, где патрицием Самоном подвержен пыткам: подвешен вниз головой на три дня, отдан на съедение голодному льву, который лег у ног преподобного, как самое покорное животное, брошен в море и спасен дельфинами. После перенесенных мучений преподобный Василий обрел дар исцелять физические и душевные недуги. Жил в доме исцеленного им жителя Константинополя Иоанна, затем в доме состоятельного горожанина Константина, который поручил благочестивой вдове Феодоре ухаживать за старцем. Один мирянин по имени Григорий снискал особую любовь преподобного Василия. По молитвам преподобного его ученику были дарованы видения, которые Господь повелел Григорию записать.

Прислужница преподобного Василия Феодора, приняв иноческий чин, мирно отошла ко Господу. Во сне Григорий увидел Ангела, который позвал его посетить Феодору. Душа Феодоры находилась в обители, уготованной преподобному Василию, который пребывал еще в мире и наставлял на путь истины всех приходящих к нему. Феодора рассказала Григорию о разлучении души с телом, о воздушных мытарствах, которым была подвергнута её душа, о злых духах, читавших по спискам все её грехи, и об Ангелах, которые в ответ представляли добрые дела Феодоры: дала бедному хлеба, посетила больного, в церковь с усердием ходила, примирила враждовавших, пролила слезы на молитве, неприятности с терпением переносила, утвердила в вере маловерующих, скорбела о чужих несчастьях, пострадала за других, постилась, чтобы победить в себе зло и покорить плоть духу, старалась не видеть бесполезного, не слышать клеветы, празднословия. Добрые дела Феодоры и молитвы святого Василия искупили её грехи. В «Житии Василия Нового» говорится, что о злочестивых и зловерных, не совершавших в жизни ничего полезного, никто не заботится, и в их защиту Ангелы ничего не могут сказать. Кто в земной своей жизни переносит много скорбей и напастей, кто строго хранит заповеди Господни, тот получает награду и утешение в жизни загробной. Автор «Жития…» приводит цитату из 127-го псалма Давида: «Труды плодов твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет».

Во втором видении Григория Ангел вновь позвал его с собой: «Господь исполняет твое желание. Я покажу тебе веру каждого народа». Они перенеслись на неимоверную высоту, где юноши с огненными лицами пели, славя в Троице Единого Бога. Григорий увидел чудный город - Вышний Иерусалим. В городе двенадцать ворот. Приготовил его Господь Иисус Христос святым Своим ученикам и тем, кто через их проповедь уверовал в Него. В центре города на холме Крест, на Кресте белый голубь. Ангел принес Престол, четыре Ангела со свечами запели: «Вот, Суд и Воскресение мертвых будет, и воздаяние каждому от Праведного Судии настанет».

Ангелы вострубили, земля заколебалась, все умершие от начала мира вышли. Спустилось бесчисленное множество Ангелов, каждый вел душу. Блеснула молния, раздался страшный голос свыше. Праведники без страха приблизились к престолу. Идолопоклонники и неверные были мрачны. На огненной колеснице, окруженной херувимами, восседали Господь Саваоф и Господь Иисус Христос. Затем явилось белое облако – посреди него Господь Иисус Христос. Ангелы отделили избранников Божиих и поставили их по правую руку от Судии. Грешники были низвергнуты в бездну, земля закрыла свои уста, и затворились врата адские. Господь вошел в Горний Иерусалим, одарил праведных, служил Божественную Литургию, затем все сели за общую трапезу, на которой яства не убывали. Для избранников Божиих настало житие мирное и беспечальное.

На выставке в музее К.С. Петрова-Водкина представлена не только сама книга «Житие Василия Нового», но и все 43 иллюстрации в виде постеров. Выставка стала возможной благодаря помощи Александра Тюрикова, выполнившего качественную печать иллюстраций. Композиции хромолитографий включают от одного до четырех фрагментов текста. Действие часто происходит на фоне архитектуры, которая организует пространство и выстраивает его на плоскости. Иллюстрации отличаются колористическим богатством.

Особенно изощрен художник в изображении обителей святых, растительности райского сада. Здесь преобладают разные оттенки золотисто-желтого, светло-зеленого, розового, голубого цвета. В изображении злых духов, грешников и преисподней использованы темно-зеленые, коричневые, багрово-красные и черные тона. Большим разнообразием отличаются типы демонов: они представлены в образах людей с уродливыми личинами или звериными мордами, с высунутыми языками или пылающим изо рта пламенем, в меховых конусовидных шапках или коронах, с окладистыми бородами, с косматыми волосами, с рогами разных форм и размеров. Большая часть иллюстраций, посвященных видению Страшного суда, построена на резких цветовых контрастах, противопоставлении Небесного Царства и огненной бездны, в которую низвергаются грешники. В иллюстрациях, изображающих Небесный Престол, Святую Троицу и Господа Иисуса Христа в сиянии Небесной Славы, для передачи Божественной энергии и благодати использована золотая краска.

Известно, что книга «Житие Василия Нового» оказала большое влияние на иконографическую программу композиций «Страшного суда». В постоянной экспозиции картинной галереи им. К.С. Петрова-Водкина представлена икона местного письма «Страшный суд со страстями Христовыми» (1852). Икона подписная, на лицевой стороне указан автор – Суконцев. У посетителей выставки есть возможность провести сопоставление сюжетов иконы и иллюстраций к книге и заметить множество аналогий.

Возможно, кого-то данная выставка заставить задуматься о том, каковы плоды его трудов и деяний на земле.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений