Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Великие маринисты. Айвазовский и Боголюбов

Автор:  Приклонская Вероника Викторовна - заведующий отделом

  • Великие маринисты. Айвазовский и Боголюбов
Дата мероприятия:  05.08.2020  —  28.03.2021
Телефон:  8 (8453) 44 03 75

В русском изобразительном искусстве XIX века на фоне заметного интереса государства и общества к укреплению мощи военно-морского флота происходит становление отечественной марины. И хотя к морской картине обращались многие российские пейзажисты, наиболее значимыми фигурами этого жанра живописи являются Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) и Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896). Будучи живописцами Главного морского штаба, оба мастера писали масштабные полотна, отражающие важные исторические победы и различные события из жизни морского флота.

Несмотря на общность направления художественной деятельности, каждый из признанных маринистов обладал собственным изобразительным языком. Живопись Айвазовского, основанная на импровизационным методе, является воплощением идей романтизма. Кропотливая работа на натуре сковывала творческую энергию живописца. «Моё воображение сильнее восприимчивости живых впечатлений», – отмечал художник. Он писал с изумлявшей современников легкостью. Особенно привлекали своей живописностью и высокой степенью эмоционального воздействия картины бурного моря. Под ударами волн кренится корабль, и мечутся чайки над свинцово-синей водой на картине «Трапезунд с моря» (1856). Непревзойденное мастерство изображения волн в живом движении демонстрирует работа «Корабль у берега» (1880-е).

Боголюбов, находившийся в начале художественной карьеры под сильным влиянием феерической манеры старшего товарища («Синоп», 1856), следовал принципам реалистического направления. Богатая подборка живописных произведений, представленных на выставке, иллюстрирует творческий метод художника, проводившего бессчетные часы на пленэре. Его картины отличаются достоверностью и тщательным изучением натуры, в то же время не лишены поэтического восприятия природы («Схевенинген», 1885). Откликаясь на неизбежное сравнение с Айвазовским, Боголюбов писал: «Я был всегда натуралист, а он идеалист». Ему чужды эффектные преувеличения. Стремление передать красоту неприукрашенной природы подвигало художника к постоянному техническому совершенствованию. В произведениях Боголюбова нашли отражение новейшие живописные открытия пейзажного жанра второй половины XIX века как русской, так и европейских школ.

История сделала выбор между «идеалистом» и «натуралистом» в пользу романтической восторженности: произведения Айвазовского очень популярны у публики. С его именем прочно ассоциируется жанр морского пейзажа. Творчество Боголюбова ценимо в большей степени специалистами, в том числе знатоками корабельного дела. Моряк по образованию, он прекрасно знал строение судов и не допускал ошибок в их изображении.

Благодаря вдохновенному воображению Айвазовского и реалистичной убедительности Боголюбова мы можем наслаждаться прекрасными картинами вечной красоты морской стихии, соприкасаться с жизнью моря и людей, живущих морем. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры