С 1 по 25 августа 2013 года в Хвалынске будут проходить традиционные «пленэры», на которые из года в год выезжают художники из разных городов России. Любой настоящий художник всегда подтвердит, что писать следует только на пленэре, на свежем воздухе, при естественном освещении, передавая на полотне мельчайшие оттенки свето-воздушной среды.

Живопись при естественном свете была известна давно и использовалась в основном для создания эскизов. Но постепенно она проникала в станковую живопись. Родоначальником пленэра считается Джон Констебль, первый художник, который сказал, что «живопись - не что иное, как выражение чувств...».

Потом во Франции были «барбизонцы», создавшие во Франции школу национального пейзажа, что «имело огромное значение в развитии не только французского искусства, но и других национальных школ, вставших в XIX веке на путь реализма» (Н. Яворская. Пейзаж барбизонской школы. Искусство. 1962). Значение барбизонцев заключается в создании реалистического пейзажа и подготовке наравне с Коро появления импрессионизма. И наконец, французский импрессионизм, совершенно особая художественная техника, группа методов, узнаваемая по мелким, текучим мазкам. И стремление запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Биографии французских импрессионистов, их борьба с Академией художеств описаны как в художественной, так и в научной литературе. Образу художника, тяготеющему к пленэру, посвятил свой роман «Творчество» Эмиль Золя.

Его герой, Клод Лантье называет свою первую картину «Пленэр». Вот ее описание: «Полотно, шириной 5х3 было целиком записано, но только немногие детали носили законченный характер. Сделанный, по-видимому, одним махом, общий набросок был великолепен в своей незавершенности, пленял яркими живыми красками. Лесная поляна, обрамленная густой зеленью, была насквозь пронизана солнцем, налево уходила темная аллея лишь с одним световым бликом вдали…».

Но вернемся к хвалынским пленэрам. «Пленэр, - читаем в «Толковом словаре русского языка», -

1. Воспроизведение в живописи естественного освещения и воздушной среды;

2. Естественная обстановка вне помещения, в которой работает художник.

Объектом воспроизведения на хвалынских пленэрах становится уникальная природа города и его окрестностей в разное время суток. Утро, день, ранний вечер, - всё это достойно, чтобы быть отраженным на холсте. Всё это - уникальная природа Хвалынска с его реликтовыми скалами и деревьями, меловыми горами, садами, старинными (XIX века) строениями, лесами, волжскими ландшафтами.

Всё это вечно. И как будто вне времени и пространства. И всё это близко, сиюминутно доступно взору, восприятию и художественному воплощению. Ведь художник способен черпать вдохновение в самом незначительном предмете и явлении, и преображать их силой таланта на полотне.

Максимальное приближение к природе, её особенностям, возможности показать её «вживе» и одновременно ее преображение силами авторского ви́дения, это то, что может дать Хвалынск любому человеку, его посетившему, и особенно, художнику.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений