Выставка «Россия-Германия: на перекрестке культур. Живопись. Гравюра. Керамика»

Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

Иллюстрации:

Ангелика Кауфман. Амур. 1785
Ханс Шпрингинклее. Адам в раю. 16 в.
Кружка (с апостолами). Крайссен. Копия. Нач. 20 в.

С 31 июля по 3 ноября 2013 года в Картинной галерее г. Балаково, филиале Радищевского музея, начинает работу выставка «Россия-Германия: на перекрестке культур. Живопись. Гравюра. Керамика». Данная выставка проходит в рамках проекта, приуроченного к Году Германии в России». Это событие имеет значение для всего нашего региона, который исторически связан с Германией. Радищевский музей имеет особые причины его отметить – сама идея создания общедоступного музея в Саратове пришла художнику и коллекционеру А.П. Боголюбову в Германии, в Дюссельдорфе.

Музейное собрание немецкого искусства включает около 300 экспонатов. На выставке экспонируется живопись, гравюры, керамическая посуда XVI-XIX веков – всего около 70 работ.

Самое раннее из живописных произведений – «Охота на кабана», написанная в мастерской гамбургского художника Юриана Якобсена (1624-1685). Сцена охоты изображена очень энергично, передано ощущение азарта погони, накала борьбы, ярости схватки.

Две картины XVIII века находились до революции в богатейшем художественном частном собрании России, принадлежавшем князьям Юсуповым. Его основатель Николай Борисович Юсупов собрал самую большую в России коллекцию произведений Анжелики Кауфман (1741-1807) – «великолепной Анжелики», как называли ее современники. Картина «Амур», находящаяся сейчас в собрании музея, была заказана князем в Риме в марте 1785 года.

«Аллегория Истории» – копия со знаменитой фрески Рафаэля Менгса (1728-1779)» – выполнена австрийским живописцем Людвигом Гуттенбруном (1750-1819). Менгс – крупнейший представитель стиля неоклассицизм, «новый Рафаэль», как называли его современники, делал росписи в Ватиканском дворце по заказу Папы Римского Клемента XIV (1769-1774). В 1772-1773 годы он выполнил на потолке Кабинета папирусов фреску, посвященную знаменательному событию – открытию Клементом XIV музея Истории. Картина из собрания Радищевского музея была написана для другого августейшего поклонника Менгса, испанского короля Карла III, просившего художника присылать ему «в небольших размерах, копии со всех своих славных произведений, которые он предпримет в Риме». Делать копии со своих фресок Менгс доверял только своему ученику Людвигу Гуттенбруну. «Аллегорию истории» Гуттенбрун выполнил перед внезапной смертью Менгса, и его наследники не стали отправлять картину в Мадрид, а продали князю Н.Б. Юсупову.

Еще одна картина XVIII века принадлежит кисти дрезденского живописца Эрнста Христиана Дитриха (1712-1774). Его главным достоинством современники считали умение работать в манере старых мастеров. «Турок» написан в стиле «восточных голов» Рембрандта, произведения которого Дитрих особенно любил имитировать. Разнообразием жанров и художественных стилей отличается собрание немецкой живописи XIX века. «Скорбящая Богоматерь с ангелом», датируемая 1861 годом – одна из самых ранних религиозных картин Бернарда Плокхорста (1825-1907). Он продолжал традиции «назарейцев», стремившихся возродить монументальное искусство в духе мастеров средневековья и Раннего Возрождения. Композиции Плокхорста очень высоко оценивали современники. Картина принадлежала известному политическому деятелю, члену Государственного совета А.И. Гучкову (1862-1936), который приобрел ее, видимо, во время своей учебы в Германии.

«Женский портрет», изображающий элегантную даму в саду, написан профессором Дрезденской Академии художеств Юлиусом Шольтцем (1825-1893). Портрет молодой дамы, был, скорее всего, заказан ее любящим мужем. Молодая женщина в белом платье дружелюбно и с достоинством смотрит на зрителей. Дорогие изящные браслеты, платье, явно сшитое у хорошего портного, говорят о материальном достатке семьи, а обручальное кольцо и розы – символ любви, собачка – символ верности, – показывают, что перед нами любящая и любимая жена. Замечательный детский портрет, на котором изображен Николай Юрьевич – сын C.А. Юрьевича, одного из воспитателей будущего императора Александра II, написан выходцем из Лифляндии Федором Антоновичем Моллером (1812 -1874), учеником Карла Брюллова.

Широко и разнообразно представлен жанр пейзажа. Несколько декоративных романтических видов начала XIX века ранее украшали стены дома Н.П. Кокуева (1854-1913/14). Семью саратовских купцов Кокуевых нельзя с полным основанием назвать коллекционерами, ведь произведения искусства приобретались ими для интерьера, для украшения повседневного быта. Они руководствовались при этом своим личным вкусом и, не в последнюю очередь, разумным соответствием цены и качества. Пейзаж «Жатва» относится к раннему периоду творчества Эжена (Евгения Эдуардовича) Дюккера (1841-1916), который с равным основанием может быть отнесен как к немецкой, так и к русской живописной школе. Он начал свой творческий путь учеником Императорской Академии художеств в Петербурге, а закончил его профессором Дюссельдорфской Академии, где преподавал более 40 лет. Именно с его деятельностью исследователи связывают новый расцвет пейзажного жанра дюссельдорфской школы в конце XIX - начале XX века.

В музейном собрании более 200 гравюр немецких мастеров. На выставке представлены листы с досок Альбрехта Дюрера (1471-1528), Ханса Бальдунга Грина (1484-1545), Ханса Шпрингинклее (1490 -1540) и других.

Внимание зрителей всегда привлекают самобытные предметы немецкого фаянса – пивные кувшины и кружки XVII - начала ХX веков, украшенные назидательными сценками из жизни бюргеров, а также иллюстрациями к евангельским сюжетам.



Музейное собрание немецкой печатной графики значительно (более 200 листов) и разнообразно по составу. Замечательные гравюры XVI- XIX веков выполнены в разных техниках: ксилография, резец, офорт, литография. Особого внимания заслуживают произведения эпохи Возрождения. Они, в основном, поступили из двух источников. Значительная часть старых гравюр была подарена в 1889 году известным петербургским коллекционером А.В. Звенигородским, другая часть поступила в 1900 году по завещанию А.Д. Столыпина – писателя и военного, отца будущего премьер-министра России П.А. Столыпина. Собрав прекрасную коллекцию европейской, преимущественно старой немецкой гравюры, он завещал ее Радищевскому музею. Все композиции являются иллюстрациями религиозных, преимущественно библейских и евангельских сюжетов. Такого рода изображения, чаще всего создаваемые целыми сериями, были своего рода библией для неграмотных.

Величайший художник немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) неоднократно обращался к изображению жизни Христа и апостолов. Представленные на выставке работы, выполненные на медной пластинке в технике резцовой гравюры, относятся к серии, которая из-за небольшого размера листов получила название «Малые страсти». «Сошествие в Ад» в православной иконографии часто обозначается как «Воскресение», так как Христос спускается в ад после своей смерти на кресте, чтобы вывести оттуда ветхозаветных праведников. За его спиной – уже спасенные из ада Адам и Ева. Гравюра «Апостол Петр и Иоанн исцеляют расслабленного» иллюстрирует один из эпизодов деяний апостолов.

Влияние Альбрехта Дюрера на искусство немецкого Возрождения было определяющим. Поэтому закономерно, что все представленные на выставке граверы XVI века – его ученики. Однако больше всех манеру Дюрера стремился воспроизвести Генрих Альдергревер (1502 -1555/1561). Даже его монограмма очень похожа на монограмму учителя, поэтому нередки случаи, когда гравюры Альдергревера приписывают Дюреру. Зритель может убедиться в этом сам, сравнив представленные на выставке гравюры обоих мастеров.

Многие годы работал в мастерской Альбрехта Дюрера Ханс Шпрингинклее (1490/1495- ок. 1540). Наряду с созданием самостоятельных произведений он помогал великому мастеру в изготовлении гравировальных досок, вырезая на дереве его рисунки. Лист «Адам в Раю» выполнен в технике ксилографии (гравюры на дереве) – самой распространенной гравировальной технике XVI века. Отдельные элементы композиции раскрашены вручную. Эта замечательная и крайне редко воспроизводимая гравюра сочетает в себе немецкую тщательность с наивно-радостным восприятием мира, свойственного художникам Северного Возрождения. Также в технике ксилографии выполнен лист «Святой Себастьян» Ханса Бальдунга Грина (1485-1545). Но если в гравюре Х. Шпрингинклее мир полон гармонии, то Бальдунг Грин все свое мастерство использует для того, чтобы мы почти физически ощутили страдания, которые испытывает христианский мученик. Искажено болью лицо Святого, неестественно вывернуты руки и ноги. Объединяет эти произведения искренность, непосредственность и глубина религиозного чувства. Как трогательно заботятся о Святом Себастьяне ангелочки! Кто-то вынимает стрелы и развязывает путы, а кто-то, не в силах вынести мучения Святого, в отчаянии обхватил голову руками.

Художник XVII столетия Самуэль Ботшильд также обращается к истории Ветхого («Ангел смерти, побеждающий Сенахериба») и Нового Завета («Благовестие пастухам»). Небольшие листы очень выразительны, поражают мощью и динамикой. Серия офортов «Различные исторические и поэтические произведения», к которым относятся эти произведения, была выполнена Ботшильдом в 1693 году. Техника офорта, когда рисунок на металлической пластинке наносится методом травления кислотами, лучше всего передает сложную структуру светотени, свойственную искусству барокко.



Германия с давних пор славится керамической посудой из так называемой «каменной массы». Изготовленные из глин высокого качества изделия после обжига приобретали плотный, почти без пор, черепок, и поэтому идеально подходили для хранения вина с плодородных рейнских виноградников. Традиционным немецким напитком считается пиво, которое варили, начиная с эпохи средневековья, даже в монастырях. В XVI-XVII веках керамические кружки, кувшины, кубки для пива и вина вошли в обиход на всей территории Германии, и не случайно, в представлении многих традиционный образ ее жителя – веселый, жизнерадостный бюргер с пивной кружкой в руке.

Самое большое число мастерских по производству такой посуды находилось на юго-западе Германии, в местечке Вестервальд, богатом залежами глины нужного качества. Пять экспонатов музейного собрания – четыре кувшина и кружка – датируются концом XVII- началом ХVIII века. Такие предметы являются большой редкостью, ведь ими пользовались в повседневной жизни, и сохранилось их очень мало. На пивной кружке в картушах мы видим единорога – мифического зверя, образ которого особенно привлекал художников конца XVII столетия.

Во второй половине XIX века, в эпоху историзма, в производстве посуды из каменной массы происходит новый подъем. Кружки и кувшины, обильно декорированные растительным и геометрическим орнаментом в стиле знаменитых эпох прошлого, с фантастическими гербами, сценками из Ветхого и Нового Завета, а также из жизни средневековой знати и бюргеров, дополненные нравоучительными изречениями о пользе и вреде винопития, заполнили антикварный рынок. Нам кажется удивительным использование в декоре изображений евангельских и библейских сцен, событий из жизни святых. Однако это традиционно для европейской культуры. Такие предметы, окружающие человека в повседневной жизни, должны были обращать его взор к Богу, охранять от соблазнов, показывать примеры благочестивой жизни. Например, на двух кувшинах изображена притча о милосердном самаритянине, изложенная в Евангелии от Луки. Мораль подчеркивается надписью (на немецком языке): «И сказал Иисус ему: так иди и поступай также! Лука, глава Х».

Большинство предметов музейной коллекции выполнено в Вестервальде. Единичными экспонатами представлена историческая керамика других земель Германии. Среди преимущественно синих, покрытых кобальтом, изделий, выделяется яркая, полихромная кружка. Это – копия, выполненная в начале XX века по модели Кройссена XVII столетия. Кройссен – центр керамического производства в Баварии XVI-XVIII столетий. На кружках мастерских Кройссена – изображения планет, гербов, портреты курфюрстов, сцены охоты. Но самой большой популярностью пользовались кружки с апостолами. Их имена написаны сверху: Петр, Андрей, Иаков Старший, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Младший, Иуда, Фаддей, Симон, Матфий. Такими кружками пользовались только по праздникам. Это создавало особую, торжественную обстановку, ведь сидящие за столом словно присутствовали вместе с апостолами на Тайной вечере. Христа, как на нашей кружке, иногда изображали символически – в образе Агнца с крестом.

Керамические изделия эпохи историзма, более доступные по цене, чем старая посуда, не только украшали быт представителей среднего класса, но и стали объектом собирательства. Основатель Радищевского музея А. П. Боголюбов, будучи ценителем художественного ремесла, не мог остаться к ним равнодушным – именно от него поступило большинство предметов немецкой керамики.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений