Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Версия для
слабовидящих
A A A

Шедевры В.Э. Борисова-Мусатова в музеях России и мира. «Крымские этюды» из собрания Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева, Дальневосточного художественного музея (Хабаровск), Смоленской художественной галереи.

Автор:  Похазникова Ирина Сергеевна

При поддержке Фонда президентских грантов и Общества друзей Радищевского музея

Пейзажи Виктора Борисова-Мусатова, выполненные в 1895 году в Крыму, хранятся в собраниях нескольких российских музеев.

Крым стал финальным пунктом большого путешествия художника по югу Российской Империи, начатого в конце мая 1895 года. Маршрут путешествия включал в себя несколько крупных остановок – Кисловодск, Военно-Грузинская дорога, Боржом, Батум, Алупка. См. об этом: https://radmuseumart.ru/news/announcements/15575/. В Алупке у своей матери Любови Федоровны в это время жила однокурсница и будущая жена Борисова-Мусатова – Елена Александрова.

Мусатов писал ей из Батума в ожидании скорой встречи: «Нас разделяет только море. Вчера – ярко-синее, мягкое, ласкающее. Сегодня – мутное, черное, грозное. Ночью была гроза, и я весь день просидел на берегу его, обдаваемый брызгами и пеной, слушая грохот его волн…». Этому описанию созвучен этюд, хранящийся в Радищевском музее, (илл. 1) с изображением волнующегося грозового моря и одинокого паруса вдали. Морской пейзаж – марина, очевидно, создавалась по-импрессионистски, быстро, в стремлении передать минутный эффект от розового закатного пятна, проступающего среди темных туч, и безграничного моря, кажущегося при этом удивительном освещении почти белым.

Море, действительно, стало ярчайшим впечатлением живописца от совершаемой поездки. Остальные красоты южной природы казались ему возросшими и расцветшими именно благодаря морской среде: «Сижу на берегу моря. По целям дням упиваюсь его звуками и красками… И если здесь нет кисловодской прохлады, то здесь богатый парник, в котором цветы – и море, и люди, и горы…», - делится он впечатлением в одном из писем.

Крымский этюд из собрания Дальневосточного художественного музея (Хабаровск), изображающий морскую волну, разбивающуюся об основание пирса (илл. 2), относится к той же серии путевых зарисовок художника, очень энергичных и полнозвучных. Его главная живописная задача – воспроизведение метко схваченных, ярких видов переменчивого моря и неба. Тонально и эмоционально близки ему морской пейзаж, хранящийся в Радищевском музее (Ж-941 у меня нет изображения) (илл. 3) и марина из Третьяковской галереи. Все эти работы решены монохромно – доминируют оттенки синего, все ритмичны, подвижны и передают ощущение беспокойства, непостоянства природы. Черновики писем Борисова-Мусатова хранят поэтичную квинтэссенцию впечатлений живописца от увиденного им морского побережья: «В жаркий летний день южного солнца я ехал меж знойных крымских скал и, должно быть, спал. Какой-то толчок. Мимолетное сновидение. Я открыл глаза и замер от восхищения. Передо мной стояла высокая стена ярко-бирюзового цвета. Внизу она была покрыта жилками, которые серебрились и переливались на солнце. То было море. Верхним краем своим оно упиралось в светлое небо. Нижним ласкалось к белым, ярко-белым на солнце домам божественной Алупки».

В Крыму, очарованный уютом и простотой южных строений, Борисов-Мусатов с большим увлечением создает не только марины, но и зарисовки, отражающие местный колорит. Таковы работы «Крымский дворик в лунную ночь» (Третьяковская галерея) и «Пейзаж» из Смоленской художественной галереи (илл. 4). В последней благодаря использованной технике акварели достигается эффект колебания прогретого за день, почти осязаемого воздуха и разлитого в нем волнами жара. Вечера и ночи, увиденные художником, дышат спокойствием и гармонией. Они контрастны по отношению к мятущейся природе гор и моря, отражают размеренность и несуетность уклада: коней на вечернем водопое, неподвижные в безветрие деревья, простые линии белых домишек. В небольших картинах тонко подмечены и переданы метаморфозы цвета и света, нюансы полутонов.

Кавказские и крымские этюды Виктора Борисова-Мусатова не сложились в дальнейшем в большое самостоятельное полотно, но остались драгоценным калейдоскопом пронзительных впечатлений от увиденной впервые природы юга России и бесценным этапом становления особого творческого почерка знаменитого художника.

#BorisovMusatov150 #БорисовМусатов150


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2020 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"