Шедевры В.Э. Борисова-Мусатов в музеях России и мира

Автор:  Платонова Елена Станиславовна

При поддержке Фонда Президентских грантов, Общества друзей Радищевского музея

«РОМАНС» ИЗ СОБРАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЙНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ 

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РУССКОГО СЕВЕРА». АРХАНГЕЛЬСК

В коллекции Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» хранится произведение В.Э. Борисова-Мусатова «Романс». 1900. Бумага, пастель, цветной карандаш. 58,8х44,8.

Легкая, воздушная картина с мелодичным названием «Романс» пленяет зрителя своей красотой и гармонией. Особую изысканность произведению придаёт колористическое сочетание нежных серебристо-бежевых тонов, а также сама техника пастели, дающая особую матовость и бархатистость.

В образе героини картины выступает младшая сестра художника Елена – бессменная модель, муза, соратник и друг, облик которой многократно запечатлен В.Э. Борисовым-Мусатовым в разных его произведениях: «Майские цветы» (1894, ГТГ), «Автопортрет с сестрой» (1898, ГРМ), «За вышиванием» (1901, ГТГ) и многих других.

Работа над «Романсом» началась летом 1899 года в старинном имении Слепцовка, где управляющим служил крёстный отец художника, Дмитрий Осипович Гаврилов. Сюжет и композиция «Романса», где каждый жест, поворот головы, старинные одежды героини, уносят нас в далекие, давно минувшие времена, о которых не раз говорил сам Борисов-Мусатов: «"Какая эпоха?" – переспрашивал он, улыбаясь, и отвечал: "Это, знаете ли, красивая эпоха – и больше ничего!"».

«Причину, по которой Мусатова повлекло в эпоху пасторалей и маркиз, указать легко. Превратить в сказку мир своего садика он не мог, слишком он был тесен; лишь позднее он свыкся с его теснотой. Единственной доступною рамой для его видений была Слепцовка, поразившая его своею тишиной. О ней мечтал он, заказывая синий костюм «петимэтра» и новое платье «Ватто». Не особенно задумываясь над хронологией, он решил перенести костюмы эпохи Ватто в действительность замолкшей старой русской усадьбы, создать призрачные, пышные, торжественные видения нового Ватто в старых дремлющих парках», - писал» в монографии о жизни и творчестве В.Э. Борисова-Мусатова Владимир Станюкович.

О посещении Слепцовки, спустя годы, вспоминала и Елена Эльпидифоровна: «Я сидела на старинной кушетке в белом платье, в виде кринолина, играла на уцелевших в доме «цимбалах», звук которых брату очень нравился. Этюд был назван «Романс».

В 1901 году Борисов-Мусатов подарил «Романс» О.Г. Корнеевой, супруге художника Ф.М. Корнеева. На лицевой стороне работы он написал: «Посвящаю Ольге Григорьевне Корнеевой. Выражение душевной красоты – чувство искренности есть удел немногих. Декабрь 1901 г. Виктор Мусатов». Художник, постоянно искавший свою Прекрасную Даму, в это время был увлечён молодой женщиной. Чуть раньше «Романса» он преподнёс ей свою фотографию с красноречивой надписью «Дорогой, милой, незабвенной Ольге Григорьевне от верного преданного друга на вековечную память … Пусть все кругом стареет и умирает, одна наша дружба не умрет никогда и будет жить вечно молодостью нашей души…».

Мусатовский подарок находился в интерьере саратовского дома Корнеевых (ул. Малая Казачья – ныне ул. Яблочкова, 5, дом не сохранился). Существует фотография, на которой запечатлён Фёдор Максимович Корнеев. Если внимательно присмотреться, в правом углу фотографии, над ширмой, мы увидим подаренный Борисовым-Мусатовым «Романс».

С самим Корнеевым Борисова-Мусатова также связывали тёплые дружеские отношения, которые зародились ещё в юности. Фёдор Корнеев и Виктор Мусатов учились в Александро-Мариинском реальном училище. Оба получили начальное художественное образование в рисовальной школе свободного художника И.Ф. Ананьева, в середине 1880-х годов занимались в студии В.В. Коновалова, который сыграл в их жизни немаловажную роль. Оба входили в Саратовское общество любителей изящных искусств.

Помимо всего прочего Борисов-Мусатова и семью Корнеевых объединяла любовь к музыке. Они часто вместе бывали в театре и посещали концерты. Елена Эльпидифоровна вспоминала: «Дома у нас бывал художник Корнеев Фёдор Максимович, с женой Ольгой Григорьевной. Через них брат часто попадал на симфонические и камерные концерты в Музыкальной школе, большею частью брал с собой и меня. Бывал в театре, любил послушать оперу. Помню его любимый мотив из оперы «Руслан и Людмила» (муз. Глинки), которую он часто напевал за работой».

Долгие годы о судьбе пастели «Романс» было ничего неизвестно. Она пропала после ареста Фёдора Максимовича, признанного «социально опасным элементом» и обвинённого в «антисоветской агитации», вместе со всей его художественной коллекцией и богатой библиотекой.

Сохранилось лишь несколько работ самого Ф.М. Корнеева, хранящихся в фондах музеев Саратова, Вольского краеведческого музея и Казанской церкви города Петровска.

В 1929 году Корнеев был осужден ПП ОГПУ НВК (Полномочное представительство ОГПУ по Нижневолжскому краю) и приговорен к высылке в Северный край на три года с полной конфискацией имущества. Вскоре после ареста мужа скончалась Ольга Григорьевна. Фёдор Максимович Корнеев пропал без вести в ссылке, предположительно, в Архангельске.

27 апреля 1989 года Ф.М. Корнеев был реабилитирован.

Пастель «Романс» в 1973 году была приобретена из собрания В.Н. Виноградова Архангельским музеем изобразительных искусств. При поступлении авторского названия работа не имела. Благодаря подписи была известна лишь датировка. В атрибуции сотрудникам музея помогла Алла Александровна Русакова, исследователь и автор монографии жизни и творчества В.Э. Борисова-Мусатова.

В год 150-летия со Дня рождения В.Э. Борисова-Мусатова наш интернет-проект ставит собой задачу объединить музейные коллекции, хранящие произведения мастера, а также обратиться к новейшим искусствоведческим исследованиям, связанным с изучением творческого наследия художника. Готовясь к публикациям, мы в первую очередь обращаемся к публикациям наших коллег, задаём вопросы. Мы выражаем благодарность Ирине Александровне Жуковой, искусствоведу, сотруднику Саратовского Радищевского музея, изучавшей творчество художника-педагога Ф.М. Корнеева. Её статью, опубликованную в журнале «Антиквариат». №1-2. 2008 можно прочитать на сайте http://saratov-imena.ru/personalii/fedor-maksimovich-korneev.html

Мы выражаем благодарность Елене Иосифовне Ружниковой, искусствоведу, сотруднику Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», проделавшей серьезную научную работу по изучению пастели В.Э. Борисова-Мусатова «Романс». Её статья «Романс о задумчивой даме» опубликована на сайте «Двина. Издательский дом». Источник: http://old.dvina29.ru/all-materials/item/16324-romans-o-zadumchivoj-dame

#БорисовМусатов150 #BorisovMusatov150


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений