Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Версия для
слабовидящих
A A A

Шедевры В.Э. Борисова-Мусатова в музеях России и мира. «Усадьба» из собрания Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко

Автор:  Платонова Елена Станиславовна

При поддержке Фонда президентских грантов, Общества друзей Радищевского музея.

В коллекции Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко хранится произведение В.Э. Борисова-Мусатова «Усадьба», 1902. Холст, масло. 65 х 59. В левом нижнем углу картины имеется дарственная надпись: «В знак родственной дружбы Лёлечке от Виктора 1902 декабрь. Саратов». Картина поступила в музей в 1945 году из Московского закупочного фонда.

Усадьба князей Голицыных-Прозоровских Зубриловка не раз становилась для художника Виктора Борисова-Мусатова источником вдохновения. Здесь им были написаны произведения ставшие классикой русской живописи такие как: «Гобелен» (1901, ГТГ), «Водоём» (1902, ГТГ), «Призраки» (1903, ГТГ), «Прогулка при закате» (1903, ГРМ).

Об этом живописном месте в Балашовском уезде Саратовской губернии, где природа сохранила свой первозданный облик с вековыми деревьями и уникальными ландшафтами, Борисов-Мусатов узнал от родственницы своего друга детства Александра Захарова, по возращении из Парижа в 1898 году. Узнав, что художник интересуется архитектурой и бытом старинных усадеб Лидия Петровна Захарова посоветовала ему посетить имение князей Голицыных-Прозоровских Зубриловка, где некогда управляющим служил её отец, а неподалёку от этих мест было небольшое имение самих Захаровых.

Борисов-Мусатов загорелся желанием посетить этот дивный уголок. Лидия Петровна посодействовала знакомству художника с новым голицынским управляющим. В своём письме Борисов-Мусатов сообщил ему о намерении посетить усадьбу: «Многоуважаемый Николай Васильевич! Знаете ли, я теперь серьёзно думаю побывать в Зубриловке. Меня очень заинтересовало Ваше предложение посмотреть эту старину. Дело в том, что теперь меня разбирает уже не одно только любопытство, но и прямо таки необходимость побывать там. Мне нужно набраться старинного духа, и я надеюсь, что и найду там его».

Ещё в своё время известный русский мемуарист Ф.Ф. Вигель называл усадьбу Голициных Эдемом. Зубриловка помнит немало знаменитых гостей. Здесь часто бывал русский поэт и государственный деятель Г.Р. Державин, писатель И.И. Лажечников, поэт Я.П. Полонский. Одно время в усадьбе жил баснописец И.А. Крылов, бывший личным секретарем князя С.Ф. Голицына и наставником его детей. В Зубриловке Крылов написал всем известное произведение «Свинья под дубом».

Возможно, что впервые Борисов-Мусатов посетил Зубриловку уже в 1899 году. Весной 1901 года художник приехал в усадьбу всего на несколько дней. Этюдов он не писал, в основном занимался фотосъёмкой, чтобы сохранить в памяти её пейзажи.

Летом 1902 года Борисов-Мусатов возвращается в имение Голицыных не один, его спутницы – сестра Елена и художница Елена Владимировна Александрова, ставшая его невестой.

Наступают дни творчества. Художник с увлечением берётся за работу. Один за другим на холсте возникают виды Зубриловского дворца, строгие аллеи, посыпанные песком, цветущие клумбы алых и белых роз.

«Усадьба» вполне иллюстрирует слова первого биографа В.Э. Борисова-Мусатова В.К. Станюковича: «Любовь к природе, была самым деятельным возбудителем творчества Мусатова. Любовь к небу, к задумчивым паркам и тихим усадьбам, к аллеям лип и берёз, вела его к проникновенному пониманию русского пейзажа». Пройдя школу французского импрессионизма, Борисов-Мусатов создает не похожие ни на кого произведения, в которых переплетены стили, направления и исторические эпохи.

Необычен в картине выбранный художником ракурс южного фасада дворца изображенного на фоне проплывающих облаков. Лестница скрыта от зрителя густой зеленью кустарника, а верхний край картины обрамлён ниспадающими ветвями деревьев. Солнечные блики, пробивающиеся сквозь листву, заполняют всё открытое пространство переднего плана холста, создавая эффект присутствия. В написании картины художник использует минимальную колористическую палитру – белый, синий и зелёный цвета. И, казалось бы, в этом, простом на первый взгляд, сюжете, где всё выглядят очень реалистично, автору с большой выразительностью удаётся передать состояние текущего момента и всю прелесть старинной усадьбы.

Остаётся сказать о дарственной надписи. «Усадьбу» Борисов-Мусатов подарил кузине, двоюродной сестре Ольге дочери Матвея Борисовича Мусатова, которую в семье называли Лёлей.

Фотография экспозиции музея взята с сайта Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2020 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"