Автор:  Фёдорова Наталья Васильевна

  • «В гостях у сказки»
Дата мероприятия:  22.01.2020  —  26.04.2020

Иллюстрации Татьяны Мавриной из книжного фонда Радищевского музея и

саратовская глиняная игрушка из частной коллекции Нины Лебедевой

Выставка книжных изданий из собрания Радищевского музея знакомит с творчеством Татьяны Алексеевны Мавриной (1902—1996), создавшей удивительный и неповторимый мир сказки. Все ее произведения: будь то городской пейзаж, портрет, натюрморт, или росписи предметов декоративно-прикладного искусства, наполнены таинственным волшебством, каким-то особым светом. Веселый, озорной талант этой замечательной художницы по-настоящему раскрылся в иллюстрациях к русским народным и литературным сказкам.

Сказочные повествования о борьбе добра и зла, о торжестве морали, красоты и правды, об отважных походах в тридевятое царство за счастьем привлекали ее своей мудростью, веселой насмешливостью в восприятии жизни. Чутко улавливая тесную связь сказки с богатым по форме, краскам и фантазии русским народным искусством, Маврина органично вплетала в иллюстрации декоративные элементы фольклора.

Примером тому служат представленные на выставке произведения художницы. В первую очередь, – это «Лукоморье», пушкинское произведение, которое, по ее словам, «вмещает в себя и былины, и лубок, и все три тома сказок Афанасьева». Фольклорными мотивами наполнены иллюстрации к другим сказочным произведениям А.С. Пушкина и ее авторским книгам. Их страницы щедро украшены орнаментальными рамками, затейливыми буквицами, сюжетными заставками и концовками. По сочности, богатству красок, обилию золота все они напоминают книжные миниатюры древнерусских рукописей. Созданные Мавриной работы к сказкам о Золотой Рыбке, о Царе Салтане отличает особый стиль, характерный для всего ее творчества.

Прежде всего, – буйство цвета! Всю палитру красок, названных ею: «маковый, соломенный, вишневый, брусничный, понебленный, муровленный, червленный, багряно-красный, жаркий, огненный...» она смело использовала для создания своих сказочных гуашей и акварелей.

Врожденное чувство цвета у Т.А. Мавриной развивалось за долгие годы деятельности, начиная с периода учебы во Вхутемасе (1921—1929), где ее учителями были Р.Р. Фальк и Н.П. Крымов. После участия в выставках группы «Тринадцать» (1929, 1931, 1932), талантливая художница увлеклась графической работой, позволяющей передавать непосредственные впечатления от натуры, воплощать их в иллюстрациях.

Праздничные, яркие произведения, исполненные в технике акварели и гуаши, рождались у Мавриной во время поездок по Золотому кольцу России и русскому Северу. Серии рисунков с видами «чудо-городов»: Углича, Суздаля, Вологды, Коломны, Ростова Великого, Новгорода, старинных русских храмов и монастырей служили богатейшим изобразительным материалом для книжных иллюстраций. Во время посещения Троице-Сергиевой лавры, названной художницей «волшебным царством», «хитросплетением стен и храмов», «островом Буяном», рождались образы пушкинских сказок. В своих дневниковых записях, сделанных в 1944–1965 годы, она так описывала свои впечатления: «… трапезная похожа больше на расписной сундук-рундук, чем на храм. Столько там рустиков, витков, виноградных лоз, гирлянд из плодов – не хватало только белки, чтобы она пела свои песенки и грызла золотые орешки на потеху всему народу».

Природная наблюдательность, одаренность и трудолюбие развили в Татьяне Алексеевне подлинный талант иллюстратора. Не случайно, В.А. Милашевский, участник группы «Тринадцать», отзывался о ней как художнике «редкой самобытной одаренности, нашедшей себя в иллюстрациях к сказкам, в «чудо-городах»».

Кроме русских традиций в искусстве Мавриной просматривается влияние французских художников: Ван Гога, Гогена, Боннара, Матисса, с их пленительной декоративностью.

Татьяну Маврину по праву можно назвать человеком счастливой творческой судьбы, получившим признание при жизни. Участник многочисленных российских и зарубежных выставок, она была удостоена многих государственных и литературных наград. За иллюстрирование русской народной сказки «По щучьему велению» в 1958 году ей была вручена серебряная медаль на международной выставке в Лейпциге. В 1960 году на выставке достижений народного хозяйства она получила золотую медаль за оформление сказочной поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», которая была признана одной из 50-ти лучших книг года. В 1976 году за международный вклад в дело иллюстрации детских книг художница была награждена Золотой медалью Ганса Христиана Андерсена.

Ее многогранный талант, проявленный в живописных работах, в станковой и книжной графике, в театрально-декорационном и декоративно-прикладном искусстве, был по достоинству оценен современниками. Исследователи творчества Мавриной совершенно справедливо называли ее «певцом русской сказки», «художницей-сказочницей», «созидательницей светлых образов».

Кроме того, о талантливом иллюстраторе отзывались и как о человеке простой и чистой души. Тем, кто встречался с нею, она дарила частичку тепла и, безусловно, свои замечательные книжки-сказки. В 1980 году ею было подарено нескольких великолепно оформленных изданий и Радищевскому музею. Все эти книги с автографами и дарственными подписями замечательной художницы-сказочницы представлены в экспозиции выставки.

Прекрасным ее дополнением стали изделия из красной глины энгельсской художницы Нины Николаевны Лебедевой, руководителя студии декоративно-прикладного искусства «Вдохновение» при ДШИ №2: «Теремок», «Избушка на курьих ножках», «Змей Горыныч» и другие персонажи русских сказок. Нина Николаевна – неоднократный участник российских и областных выставок, энтузиаст своего дела, сподвижник возрождения традиций саратовской глиняной игрушки.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений