Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Русский учебный рисунок второй половины XIX – начала XX века» в Энгельсской картинной галерее

Автор:  Боровская Марина Игоревна - заместитель генерального директора по научной и экспозиционно-выставочной работе

  • «Русский учебный рисунок второй половины XIX – начала XX века»  в Энгельсской картинной галерее
Дата мероприятия:  13.11.2019  —  15.01.2020
Телефон:  8 (8453) 55 78 87

Выставка «Русский учебный рисунок второй половины XIX – начала XX века» из цикла «Графический альбом Радищевского музея», открытая в его филиале – Энгельсской картинной галерее – знакомит с основополагающей дисциплиной в системе классического художественного образования. Таким рисунок оставался на протяжении всей 250-летней истории знаменитой Петербургской Академии художеств – первого в России заведения, где профессионально обучались живописцы, скульпторы и архитекторы. В основе их успешного овладения сложными секретами мастерства лежало «твёрдое и исправное рисование», как было изначально записано в академическом Уставе.

Тренировка точности глаза, развитие чувства пропорций достигалось в процессе поэтапного обучения рисунку: от изображения простейших элементов орнаментов и геометрических тел – к копированию деталей человеческой головы и фигуры с гипсовых слепков и живой натуры. Большое место отводилось копированию гипсовых слепков. В классах гипсовых голов и гипсовых фигур образцами служили слепки с великих античных статуй, воплощавшие господствовавшие в Академии эстетические идеалы стиля классицизм. Завершающим этапом обучения рисунку были занятия в так называемом «натурном» классе, где учащиеся ежедневно рисовали «академии» – этюды с обнажённой модели (образец такого рисования можно сейчас увидеть в Энгельсской галерее на выставке «НЮ»). На выставке «Русский учебный рисунок» представлены основные ступени этой профессиональной «лестницы», по которой поднимались все, без исключения, художники. Среди них – знаменитый «саратовец» В.Э. Борисов-Мусатов, чьи ученические штудии экспонируются на обеих упомянутых выставках.

Строгие каноны академических штудий не исключали индивидуальной манеры каждого рисовальщика. Сопоставление представленных в экспозиции рисунков Ф.С. Журавлева (учился в Императорской Академии художеств в 1855-1863) и В.Э. Борисова-Мусатова (в 1890-1891 – учащийся Московского Училища живописи, ваяния и зодчества; в 1891-1893 – Академии художеств) наглядно демонстрирует особенности формирующегося графического языка каждого из мастеров, а также усилившуюся к концу XIX века тенденцию к реалистической жизненности и конкретности.

Новой страницей художественного образования в России на рубеже XIX – XX веков стали художественно-промышленные училища, предназначенные для внедрения профессиональных мастеров искусства в промышленную сферу. Одним из заведений такого типа стало Боголюбовское рисовальное училище, открытое в 1897 году в здании Саратовского Радищевского музея в качестве филиала Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица (СПб). Так, замысел А.П. Боголюбова воплотил актуальную для своего времени идею музея и рисовальной школы как единого организма.

В год открытия музея (1885) в его коллекцию поступил большой фонд учебных рисунков студентов Петербургской Академии художеств. Спустя несколько лет он был дополнен коллекцией экзаменационных работ выпускников ЦУТРа, подаренных приёмной дочерью барона А.Л. Штиглица, почётной попечительницей Училища Н.М. Половцовой.

Все переданный в Саратов ученические работы оказались незаменимым материалом для питомцев «Боголюбовки». Авторы многих из них так и остались безвестными, а некоторые имена вошли в историю искусства. Сегодня эти работы составляют одну из интересных коллекций в фонде графики Радищевского музея, свидетельствующую об уровне художественного образования в России второй половины XIX века.

Выставка может быть интересна всем любителям изобразительного искусства, поклонникам графики и, в первую очередь, творческой молодёжи, совершающей сейчас, как когда-то авторы хранящихся в музее учебных рисунков, первые художественные шаги…


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры