Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Ар-нуво: детали эпохи

Автор:  Фёдорова Наталья Васильевна
Довгаленко Анна Сергеевна

  • Ар-нуво: детали эпохи
Дата мероприятия:  10.10.2019  —  20.01.2020
Стоимость билета:  8 (8453) 55 78 87

Элементы, небольшие детали зачастую играют важную роль в создании целостного художественного образа. Они придают особую красоту и гармонию архитектурным ансамблям, предметам декоративного и изобразительного искусства. В эпоху Модерна интерьеры и фасады зданий украшались кружевом решеток, винтовыми лестницами, витражами и изящным декором с плавно изогнутыми линиями, асимметричными композициями, причудливыми растительными и животными мотивами.

Принято считать, что модерн, получивший широкое распространение на рубеже XIX-XX веков, наиболее ярко проявился во Франции, где его именовали Ар-нуво (Art Nouveau). Так назывался художественный салон, открытый в 1895 году в Париже, ставшим центром ежегодных Всемирных выставок. В экспонатах, демонстрирующих индустриальные достижения разных стран, проявился тот синтез ремесла и искусства, к которому стремились художники эпохи. Выступая против шаблонов, засилья массового производства товаров, мастера создавали уникальные предметы обихода, настоящие произведения искусства. Основными критериями для них служили: простота, красота, органичность и функциональность.

Мода на красивые интерьеры с изысканной обстановкой давала художникам возможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал. Кроме мастеров-прикладников, создававших шедевры декоративного искусства, целая артель художников-графиков и декораторов разрабатывала образцы орнаментов для текстиля, мебели, плафонов, керамики, металлических и ювелирных изделий. В своих работах они обращались и к абстрактным, и к стилизованным цветочным узорам, использовали пастельные или, наоборот, очень яркие цвета. В лаконичности палитры, выразительных линиях рисунка и сюжетах проявилось влияние искусства Средневековья и Востока.

Ещё одним источником вдохновения для художников того времени служила окружающая природа с ее неисчерпаемыми богатствами. Множество созданных в то время произведений повторяли характерные для природных форм переплетения и изгибы линий. Внимательно изученное растение или насекомое, маленькая деталь чудесным образом превращались в затейливый узор на ткани, роспись на стекле или фарфоре, изящную металлическую конструкцию.

Эти удивительные способы превращения растений и насекомых в художественное произведение демонстрируют представленные на выставке редкие французские издания и предметы декоративно-прикладного искусства рубежа XIX-XX веков из собрания Радищевского музея. Всего на выставке представлено более пятидесяти работ художников Франции, Германии, Австрии, Дании, Англии и России.

Вошедшие в экспозицию иллюстрации из парижского издания Эжена Грассе «Растения и их декоративные применения» (1896) и альбома «Декоративные образцы» (Штутгарт, 1904) показывают, насколько неиссякаема фантазия и оригинальна трактовка окружающего мира у художников, работающих в едином стиле. Графические листы, включающие в себя орнаментальные бордюры, картуши, виньетки, плафонные мотивы, образцы для мебели, керамики, металлических и ювелирных украшений знакомят с творчеством многих зарубежных художников. Среди них Морис Дюфрен, Жорж Буржео, Рене Боклер, Отто Прутшер, Рольф Гейлинг, Жюльетт Милези, Анна Мартен.

Замечательный художник Морис Пийар-Верней, автор книги «Этюды растений и их использование в художественной промышленности» (1908), тщательно изучив окружающую флору и фауну, подробно описал и прекрасно проиллюстрировал декоративные возможности природных форм. Тексты страниц этого иллюстрированного издания украшают изображения бутонов или стеблей ириса, хризантем, чертополоха; початков кукурузы; крыльев бабочек и стрекоз.

Многие из этих мотивов дополняли изысканные панно, декоративные композиции, а также афиши, расцвет которых пришелся на тот период. Редкие парижские издания «Иллюстрированные плакаты 1886-1895 годов» Эрнеста Мендрона и «Документ Мастерской современного декоративного искусства» Виктора Шампье, содержащие оригинальные цветные литографии и репродукции с афиш, знакомят с творчеством знаменитых графиков того времени: Эжена Грассе, Жюля Шере, Альфонса Мухи.

Растительный и животный орнамент модерна нашел свое место и в журналах, посвященных прикладному искусству, интерес к которому пришелся на тот период. Во Франции, например, был очень популярен журнал «Искусство и декорация» («Art et Decoration»), выходивший с 1897 года. Он содержал тематические статьи о декоративном искусстве с качественными иллюстрациями, исполненными, зачастую, в технике литографии. В каждом номере журнала объявлялся конкурс на изготовление обложки, афиш, эскизов и образцов орнамента. В представленных на выставке номерах журнала начала 1900-х годов можно увидеть орнаментальные рисунки, выполненные Жоржем де Фера, Эженом Аленом Сегюи, Эдуардом Бенедиктусом и другими художниками эпохи Ар-нуво.

Принцип обращения к природе лежит в основе и творчества мастеров школы Нанси, идеологом которой по праву считается Эмиль Галле, известный французский дизайнер, реформатор художественного стекла. Он был энциклопедически образован, увлекался ботаникой, слыл незаурядным химиком, писателем, художником и философом. Однако, всемирную славу Эмилю Галле принесли его непревзойденные вазы и лампы, с которыми он дебютировал на Парижской Всемирной выставке 1878 года.

Девиз мастерской Галле: «Наши корни лежат на пороге лесов, во мху у края пруда». Стекло текучее, пластичное и податливое, как нельзя лучше, подходило для передачи быстротечной красоты мира флоры, позволяя создавать сложные цветовые и фактурные эффекты. Оно может быть чистым и прозрачным как капля утренней росы или тёмным и непроницаемым как спрятанное в чаще леса озеро. Отражая окружающий мир, стекло вбирает его в себя, беспрепятственно пропускает свет и сохраняет частичку его тайны.

Авторская техника, которую изобрел Галле, давала возможность изготавливать многослойное стекло, а обработка кислотой, красителями, декорирование резьбой и объемными фигурками делали каждую работу эксклюзивной.

На выставке экспонируется ваза из трехслойного стекла, украшенная плавно изгибающимися стеблями, листьями и цветами необычайно красивого растения. Гордясь своими произведениями, понимая их уникальность и неповторимость, Галле подписывал каждое из них. Автограф на представленной вазе напоминает декоративный мотив под стать основному рисунку. Настолько изящно и гармонично он вписан в цветовую гамму и орнаментальный ритм изделия.

Настоящим украшением выставки можно считать произведения мастеров Императорского стеклянного завода, создавших свой вариант стиля «Ар-нуво». Пепельница сложной формы из голубого стекла, расписанная эмалевыми красками и золотом, большая ваза с крупным гравированным растительным декором – это вдохновенный гимн природе, с её не останавливающимися ни на минуту превращениями и метаморфозами.

Датский фарфор занимает одну из ярких страниц в истории европейского прикладного искусства, его высокое качество и яркие художественные особенности оценены коллекционерами всего мира. История датского фарфора берет свое начало в середине 1770-х, однако мировую славу он приобрел благодаря Всемирной выставке в Париже в 1889 году, на которой продукция Королевской фарфоровой фабрики (Royal Copenhagen) получила Гран-при. Туманный фон, роспись изделий неяркими матовыми оттенками, с мягкими, нежными переходами, был воспринят как новый этап в истории фарфора и перекликался с новыми модными веяниями. Уже спустя год после выставки 1889 года, отдельные музеи и коллекционеры соперничали за приобретение образцов датского фарфора с подглазурной росписью. Среди почетных клиентов завода в это время можно отметить и императора Александра III.

На выставке экспонируются предметы быта и мелкая пластика, выполненные датскими мастерами-керамистами. Вытянутые формы ваз, гибкие плавные линии статуэток органично сочетаются с росписью в сдержанных акварельных тонах. Тщательно подобранные сюжеты удачно вписываются в пространство поверхности ваз.

Представленные книжные издания и произведения декоративно-прикладного искусства рубежа XIX – XX веков гармонично дополняют друг друга, помогают понять и прочувствовать эпоху Ар-нуво. Выставка дает возможность восхититься богатой фантазией, высоким мастерством и изысканными вкусами художников того времени, наглядно показавших возможность перехода от малых деталей и форм к большому стилю.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"