Выставка по итогам второго православного пленэра «Живые родники»

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

Волею судьбы Хвалынск оказался в эпицентре пленэрной жизни с конца 1980-х годов и по сегодняшний день. То ли место это «намолено» многими поколениями художников, которые «открыли» Хвалынск для живописи ещё в конце 19 века, то ли привлекательны сами необычные пейзажи с горами, поросшими лесом со сверкающими меловыми оголениями среди зелени, ковыльными предгорьями с разнообразием душистой травы, с огромным зеркалом Волги, отражающей свет на домиках, уютно примостившихся к изумрудному ожерелью гор, то ли «виной» пленэрного интереса художников является провинциальная тишина, дающая возможность сосредоточиться на внутреннем, почувствовать органическую связь с Землёй и Небом. Вероятно, все эти факторы вместе и сделали это место таким привлекательным для художников. Но не только выставки по итогам своих хвалынских пленэров видят горожане и гости города в картинной галерее, но и итоговые выставки «соседей»: летом в музее экспонировалась выставка «Дорогами пленэра» ставропольских художников, а 6 октября открылась выставка «Живые родники» по итогам второго православного пленэра, организаторами которого выступили Сызранская епархия РПЦ, сызранская художественная галереи А.М. Макарова «Наследие» и Самарское региональное отделение Союза художников России. С итогами первого православного пленэра хвалынцы познакомились в прошлом году, но теперь расширилось как количество художников-участников этого пленэра, так география их местожительства. В пленэре участвовали художники из Самары (В.Башкиров, Д. Мантров и Н.Чибрикова), Сызрани (В.Евсеева, А.Михеев, М.Гаврилова), Тольятти (Д.Елисеенко), Чебоксар (В.Медведев, О.Волкова, Н.Андреев, В.Мудров) и Санкт-Петербурга (О.Величко). Художники побывали в Усолье, Смолькино, Старой Рачейке, Кашпире, да и сама Сызрань с её замечательной архитектурой кремля и Вознесенского мужского монастыря тоже стала для них местом дислокации.

Пленэр – это подпитка природой, учёба у неё, это «лабораторный» анализ над тоновыми соотношениями при различном освещении или состоянии природы, благодаря которым художники достигают реалистичной передачи весеннего неяркого дня, дождливой погоды, теплого вечернего света, окрашенности далей воздушными слоями. Но не только у природы учатся художники, но пленэр ценен обменом опытом. У каждого художника своё видение, свой стиль. Тут ведь и жизненный опыт сказывается, интуиция, образ мышления. Часто молодые художники учатся у более опытных в выборе ракурса на тот или иной объект, особенно такой, как архитектура. Ошибочно полагать, что самый лучший ракурс для рисования – фронтальный. Мало того, что рисовать объемные объекты с «лицевой» стороны очень сложно, так еще и картина часто получается статичной, в ней просто не хватает наклонных линий. И на выставке можно видеть один и тот же храм или усадьбу с разных ракурсов и убедиться воочию, что если с одного ракурса объект прекрасен, то с другого – он просто сногсшибательный. Один художник экспериментирует с широтой письма, другой - привлекает богатством многочисленных оттенков, третий - простотой пейзажного мотива, неперегруженного изобразительными элементами и изображенными объектами, но это не мешает им выглядеть эффектно благодаря выразительной фактуре, контрастам, звонкому колориту.

Работы, выполненные на натуре, характеризуются этюдностью и динамичностью, умением ухватить момент, точно отобразить изменчивое состояние пейзажа. Но это сейчас этюды стали вполне самостоятельным видом, а раньше, они считались подготовительным аналитическим материалом к созданию синтетической картины, в которой краска имела не столько значение материального средства выразительности, сколько обладала духовной сущностью, цвет, как и другие живописные средства, наделялись смыслом. Сейчас, к сожалению, картина, где этот синтез осуществлялся художником и выражал высоту его духа, остался в далёком прошлом, но атавизмы, в виде тоски по нему, сохранились в подсознании художников. И стремление к групповой пленэрной работе – один из них. Художники пытаются вместе создать синтетическую картину какой-то интересной местности или, как участники православного пленэра, сакральной её составляющей. Они пишут святые источники, храмы, монастыри, старые усадебные «гнёзда», широкие волжские просторы с бегущими по небу могучими облаками. Конечно, это ещё внешний синтез, но в подсознании этих художников живёт память о том, что искусство может раскрывать истину, как икона, например. И есть надежда, что художники откроют единство в Духе и это открытие перенесёт их из мира изменчивого, атомизированного, в мир, где каждый «узнает» не только состояния природы, но и то, что каждому своё.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений